Джозеф Стиглиц: многим центральным банкирам есть за что ответить
Джозеф Стиглиц

Во время происходящих сейчас или предстоящих в скором времени смен руководства во многих центральных банках многие из тех, кто был частично ответственен за создание глобального экономического кризиса, уходят со смешанными оценками их деятельности. Основной вопрос теперь заключается в том, в какой степени данные оценки повлияют на поведение их преемников.

Многие игроки финансовых рынков благодарны за неопределенность в сфере регулирования, которая позволила им пожинать огромные прибыли до наступления кризиса. Благодарны они и за щедрые спасательные меры, которые помогли им рекапитализироваться (и, зачастую, получить при этом мегабонусы). И это все - несмотря на то, что они практически разорили мировую экономику. Действительно, легкие деньги помогли восстановить цены на акции, однако они же могут создать новые пузыри активов.


ВВП во многих европейских странах все еще заметно ниже докризисных уровней

Между тем, ВВП во многих европейских странах все еще заметно ниже докризисных уровней. В Соединенных Штатах, несмотря на рост ВВП, большинство граждан на сегодняшний день находятся в худшем положении, чем они были до кризиса. С тех пор прирост доходов в основном наблюдался только у самых богатых.

Словом, многим центральным банкирам, которые служили в пьянящие докризисные годы, есть за что ответить. Из-за своей чрезмерной веры в неограниченные рынки они закрывали глаза на серьезные злоупотребления, в том числе хищническое кредитование, отрицая существование очевидного пузыря. Вместо этого центральные банки целеустремленно сосредоточились на ценовой стабильности, хотя цена немного большей инфляции не идет ни в какое сравнение с опустошающими финансовыми излишествами, которые они допускали, а то и поощряли. Мир дорого заплатил за отсутствие понимания рисков секьюритизации и, в более широком смысле, за свою неспособность сосредоточиться на рычагах управления и теневой банковской системе.


Легкие деньги помогли восстановить цены на акции, однако они же могут создать новые пузыри активов

Конечно, не все центральные банкиры виноваты в этом. Совершенно не случайно такие страны как Австралия, Бразилия, Канада, Китай, Индия и Турция избежали финансового кризиса; их центральные банкиры извлекли уроки из опыта ‑ собственного или чужого ‑ что свободные рынки не всегда являются эффективными или саморегулирующимися.

Например, когда управляющий центрального банка Малайзии поддержал введение контроля над движением капитала во время кризиса в Восточной Азии 1997-1998 годов, эта политика презиралась, однако спустя некоторое время его действия оправдали себя. Малайзия пережила более короткий период спада и вышла из кризиса с меньшими долгами. Даже Международный валютный фонд признает, что в настоящее время контроль над движением капитала может быть полезен, особенно в период кризиса.

Очевидно, что подобные уроки непосредственно касаются текущей борьбы за то, чтобы стать преемником Бена Бернанке на посту председателя Федеральной резервной системы США, наиболее влиятельной мировой финансовой власти.

Многим центральным банкирам, которые служили в пьянящие докризисные годы, есть за что ответить

У ФРС есть две основные обязанности: регулирование на макроуровне, направленное на обеспечение полной занятости, роста производства, а также ценовой и финансовой стабильности; и регулирование на микроуровне, направленное на финансовые рынки. Эти два аспекта тесно взаимосвязаны: регулирование на микроуровне влияет на объемы и распределение кредитных ресурсов ‑ важный фактор, определяющий макроэкономическую деятельность. Провал ФРС в выполнении своих обязанностей по регулированию на микроуровне имеет много общего с его провалом в достижении своих целей на макроуровне.

Любой серьезный кандидат на пост председателя ФРС должен понимать важность эффективного регулирования и необходимость возвращения американской банковской системы в бизнес кредитования. Особенно важно это для рядовых американцев, а также для малого и среднего бизнеса (то есть для тех, кто не может найти деньги на рынках капитала).

Совершенно не случайно такие страны как Австралия, Бразилия, Канада, Китай, Индия и Турция избежали финансового кризиса

Также необходимы продуманные экономические оценки и осмотрительность, учитывая необходимость взвешивать риски альтернативной политики и легкость, с которой могут раздражаться финансовые рынки. (Тем не менее, США не могут позволить себе председателя, который будет слишком сильно поддерживать финансовый сектор и избегать его регулирования)

Учитывая неизбежность разногласий среди чиновников по поводу относительной важности инфляции и безработицы, успешный председатель ФРС также должен быть в состоянии хорошо работать с людьми, занимающими различные точки зрения. Однако следующему лидеру ФРС следует стремиться к снижению текущего, неприемлемо высокого уровня безработицы в США; уровень безработицы в 7%, или даже в 6%, не должен расцениваться как неизбежность.

Некоторые люди утверждают, что больше всего Америка нуждается в центральном банкире, который не понаслышке "знаком" с кризисами. Однако недостаточно просто того, что он "был там" во время кризиса ‑ он должен был проявить здравый смысл во время борьбы с ним.


Даже Международный валютный фонд признает, что в настоящее время контроль над движением капитала может быть полезен, особенно в период кризиса

Люди из Казначейства США, которые отвечали за управление кризисом в Восточной Азии, проявили себя из рук вон плохо, трансформировав спад в рецессию, а затем рецессию в депрессию. Аналогично, люди, ответственные за управление кризисом 2007 года, также не могут характеризоваться как создавшие надежное полноценное восстановление. Небрежные попытки по реструктуризации ипотеки, провал восстановления кредитов для малых и средних предприятий, а также неверное управление спасением банков отлично задокументированы. Равно как и серьезные недостатки в прогнозировании производительности и безработицы во время перехода экономики в свободное падение.

Еще более важным для центрального банкира, который занимается управлением кризисом, является его приверженность мерам, снижающим вероятность возникновения нового кризиса. С дрогой стороны, подход на основе невмешательства сделал бы наступление еще одного кризиса практически неизбежным.

Подход на основе невмешательства сделал бы наступление еще одного кризиса практически неизбежным

Главным претендентом на должность Бернанке является вице-председатель ФРС Джанет Йеллен, одна из моих лучших студенток за все время, что я преподавал в Йельском университете. Она невероятно мудрый экономист, обладающий мощными способностями по достижению консенсуса, и она доказала свою храбрость в качестве председателя Совета экономических консультантов при Президенте, на посту президента ФРС в Сан-Франциско и на своей нынешней должности.

Йеллен пускает в ход понимание не только финансовых рынков и денежно-кредитной политики, но и рынков труда ‑ что очень важно в эпоху, когда безработица и зарплата требуют первостепенного внимания. (Классическая статья, которую она написала в соавторстве, спустя много лет все еще остается в моем списке для обязательного чтения аспирантами)

Учитывая неустойчивый экономический подъем и необходимость обеспечения преемственности в политике, ‑ твердая рука Йеллен является именно тем, что необходимо американской политике. Президент США Барак Обама собирается назначать высших чиновников страны по "совету и согласию" Сената США. Согласно сообщениям, приблизительно треть сенаторов-демократов написали Обаме письма в поддержку Йеллен. Ему следует прислушаться к их совету.

Джозеф Стиглиц,
лауреат Нобелевской премии по экономике,
профессор Колумбийского университета

© Project Syndicate, 2013