Фактор страха. Как восстановить доверие к украинским компаниям
47863_image_large.jpg

В 2014-2015 годах в Украине случилось практически все, что может запугать любого инвестора. Острые внешние вызовы – оккупация Крыма, война на Донбассе, рекордное падение цен на металл, руду и зерно – совпали с революцией. Золотовалютные резервы, которые постоянно снижались с 2011 года, в начале 2015-го упали до критического минимума — $5,8 млрд.

Худой мир

Все эти факторы, а также покрытие бюджетного дефицита новой эмиссией гривны, привели к трехкратной девальвации. Украинская экономика оказалась в плачевном состоянии.

В 2015 году на горизонте замаячил суверенный дефолт. Весной, когда появилась реальная угроза моратория на выплаты по внешним долгам, украинские суверенные еврооблигации торговались чуть выше 40% от номинала Случись дефолт, инвесторы еще долго не смотрели бы в сторону Украины.

Дефолта удалось избежать - кредиторы согласились с реструктуризацией внешнего госдолга. Это позволило снизить давление на золотовалютные резервы и получить трехлетнюю передышку по выплате, в течение которых Украина могла бы стабилизировать состояние экономики.

Читайте также — Реструктуризация долгов. Что означает решение Верховной Рады

Возобновление сотрудничества Украины с МВФ и появление правительства, которое декларировало проведение реформ и евроинтеграцию, вселило на некоторое время надежду у зарубежных инвесторов. Осенью 2015 года на экранах терминалов Bloomberg цены евробондов превысили 90% номинала впервые за долгий период. К сожалению, постоянная политическая турбулентность – характерная особенность Украины, к которой инвесторы уже постепенно привыкают и изначально закладывают связанные с этим риски.

Поэтому очередной виток политического кризиса в феврале вызвал некоторую "просадку" цен на еврооблигации, которую рынок отыграл на ожиданиях, что новый состав правительства будет сформирован.

Корпоративное бремя

Если реструктуризация суверенного долга завершена, то корпоративному сектору еще только предстоит договариваться с кредиторами в резко ухудшившихся экономических условиях. Большинство заемщиков до 2014 года рассчитывали, что смогут рефинансировать свой долг, однако рынки капитала оказались закрытыми для закредитованных компаний.

Сложнее всего пришлось компаниям, которые вели бизнес на Донбассе. Из-за войны инфраструктура в регионе оказалась разрушенной, доставка сырья и товаров резко затруднилась. Это привело к падению производства. В случае с Метинвестом (металлургический холдинг Рината Ахметова и Вадима Новинского, Ред.) ситуацию усугубило мировое падение цен на сталь и руду, начавшееся в средине 2014 и продолжавшееся вплоть до начала 2015-го. На ДТЭК негативно повлияла девальвация гривны.

В ситуации, когда денежный поток упал, а доступа к рынкам капитала не было, у компаний просто не было возможности рассчитаться с долгами. Возникла необходимость в реструктуризации.

Читайте также — Ахметов VS Государство: за что воюют Минэнерго и ДТЭК

Сейчас ДТЭК и Метинвест ведут переговоры с кредиторами о новых условиях реструктуризации. Рынок, учитывая все возможные риски, оценивает их бонды в 42 и 51 центов за доллар соответственно. Для сравнения, бонды ДТЭКа и Метинвеста торговались в 2013 г. в среднем около 90% от номинала.

Самой негативной историей за последние пару лет на рынке украинских корпоратов стал дефолт агрохолдинга Мрия. Компания долгое время манипулировала с отчетностью, завышала прибыль и занижала размер долга. В 2014 г. она не смогла рефинансировать свой долг и объявила дефолт. В июле 2014 года цены на бонды компании упали с 80% до 45% от номинала. Какого-либо реалистичного плана реструктуризации компания не смогла предложить, и кредиторы были вынуждены взять бизнес в свое управление. Сейчас облигации Мрии торгуются по цене 8 центов за доллар, а инвесторы до сих пор с опасением относятся к украинским корпоративным долгам, особенно в агросекторе, опасаясь повторения этой истории.

Читайте также — Долговая петля Ахметова: сможет ли Метинвест заплатить по долгам

Важно отметить, что уступок от кредиторов попросили не все эмитенты. Например, продовольственный холдинг МХП в прошлом году нашел возможность погасить свой евробонды в срок. Этот факт инвесторы не забыли – еврооблигации компании оцениваются рынком почти в 90 центов за доллар номинала, как и до кризиса.

Такой же возврат цены к "девяностым" в течение нескольких лет возможен и по облигациям Метинвеста и Ферекспо (сейчас бонды Ферекспо торгуются по 70% от номинала), ведь ситуация на мировых рынках руды и стали этому способствует. Но для этого компаниям нужно будет завершить тягостный процесс реструктуризации, их собственникам - умерить свои дивидендные аппетиты, и таким образом восстановить утраченное доверие со стороны внешних инвесторов.

Автор: Александа Кушнир, трейдер по еврооблигациям Concorde Capital