Германия покоряет Китай. Меркель высадилась в Пекине
Второй за год визит канцлера Германии Ангелы Меркель в Китай внушает оптимизм, что как-то не вяжется с мрачными настроениями в еврозоне. Зная о страхах и унынии на мировых финансовых рынках, Меркель предпринимает сейчас смелые политические инициативы внутри страны и за рубежом. И канцлеру удается добиваться результатов. Ее поездка в Китай – очередной шаг, направленный на укрепление лидерства Германии в еврозоне.
Дома Меркель дала ясно понять своим критикам, что Германия должна заплатить цену за лидерство в еврозоне. Она предостерегла своих коллег от безответственных разговоров о выходе Греции из еврозоны и заверила недавно приезжавшего в Германию премьер-министра Греции Антониса Самараса в том, что Германия по-прежнему поддерживает членство его страны в еврозоне.
Хотя для того, чтобы занять такую жесткую позицию, потребовалась большая смелость. Но в итоге это укрепило ее положение, как в Германии, так и во всей еврозоне. Теперь нет никаких сомнений в том, что Меркель хочет направить Германию на путь сохранения и Европейского Союза, и еврозоны, и что она будет стремиться достичь этой цели. Если она в этом преуспеет, то станет первым великим европейским лидером XXI века.
Меркель, видимо, согласна с сутью утверждения, которое Франсуа Гайсбург, председатель совета Международного института стратегических исследований (IISS), доказывает в своей недавней статье: федеральное государственное устройство распадается не из-за проблем на периферии, а из-за "сбоя в центре системы". Меркель удалось убедить Германию в правильности своей позиции и в том, что Германия должна действовать, чтобы сохранить единство ЕС.
Еврозону (и, возможно, ЕС) будет невозможно сохранить в Греции или в Финляндии, если ее не удастся сохранить в Германии. Именно стремление Германии выполнить данную задачу является политической целью Меркель, которую она будет преследовать до тех пор, пока не истекут ее полномочия.
Буквально через несколько часов после утверждения своего лидерства дома, Меркель объявила о своем визите в Пекин. Выбор времени имел большое значение: Меркель едет в Китай, крепнущую мировую державу, заявив о своем стремлении укреплять еврозону и ЕС в целом, как один из полюсов многополярного мира.
Признавая растущую значимость Германии, премьер-министр Китая Вэнь Цзябао приветствовал делегацию немецких деловых лидеров в Пекине в мае этого года следующими словами: "Усиление китайско-немецкого сотрудничества хорошо для обеих стран, хорошо для отношений между Китаем и ЕС и хорошо для процветания и стабильности в мире. Поэтому стратегическое измерение китайско-немецких взаимоотношений можно лишь укреплять, но не ослаблять".
У этих двусторонних взаимоотношений есть несколько измерений. Германии нужны и китайские рынки, и средства, которые может использовать правительство Китая для приобретения немецких облигаций и облигаций ЕС. Также в Китае работает более 7,5 тыс. немецких предприятий с общей суммой инвестиций 18,5 млрд. долларов. Кроме того, Германия продала Китаю технологий на 15 млрд. долларов, а двухсторонняя торговля установила рекорд в 169 млрд. долларов в 2011 г., что составило 30% общего объема торговли между Китаем и ЕС. Две страны установили цель двухсторонней торговли в размере 280 млрд. долларов на 2015 г.
Однако торговля не является единственной важной задачей. Гораздо более важнее убедить Китай инвестировать средства в ее облигации и удерживать их. В середине августа на первой лекции серии Oberoi Международного института стратегических исследований в Мумбаи Клаус Реглинг, председатель Европейского фонда финансовой стабильности (ЕФФС), подчеркнул важность спроса со стороны Китая на облигации ЕФФС и роли Китая в стабилизации еврозоны.
Реглинг также рассказал о сегодняшнем усиленном и частом согласовании действий органов кредитно-денежного регулирования США, Германии и Китая, обратив внимание на то, что "старая тройка" (доллар, евро и иена) теперь уже, возможно, заменена "новой тройкой" (доллар, евро и юань). Хотя Реглинг и говорил о крепнущей "многополярной валютной системе", его высказывания ясно говорят о функционировании трехполярной системы.
Еврозона и Китай, находящиеся в двух углах данного валютного треугольника, получили геополитическую возможность помочь друг другу. Ганс Кунднани и Йонас Парелло-Плезнер из независимой исследовательской организации "Европейский совет по международным отношениям" считают, что китайско-немецкие взаимоотношения сформируют взаимоотношения между Китаем и ЕС, в целом. Как и многие другие стратегические аналитики, они беспокоятся о том, что Германия, в погоне за краткосрочными экономическими интересами, может отступиться от долгосрочных стратегических интересов и от решения проблем, связанных с правами человека, загрязнением окружающей среды, свободой слова, а также от решения других политических и геополитических проблем.
Поэтому очень показательно, что немецкие политические партии подчеркнули необходимость того, чтобы Меркель подняла данные вопросы в своих переговорах с китайским руководством. Однако вполне возможно, что основное внимание Меркель уделит торговле, инвестициям и валютным потокам. В конце концов, если ей не удастся усилить еврозону, ее растущий авторитет в Германии и в ЕС может быстро сойти на нет.
Это означает, что Меркель придется сделать все возможное, чтобы укрепить лидерство Германии и свое собственное лидерство в ЕС. Развивая взаимоотношения Германии и Китая, ей необходимо сбалансировать геоэкономические и геополитические факторы.
Санджайя Бару, директор по вопросам геоэкономики и стратегии в Международном институте стратегических исследований, Нью-Дели, Индия
©Project Syndicate, 2012