Как новая власть будет контролировать трансфертные цены
Источник: EPA

Приняв на прошлой неделе изменения в Налоговый кодекс относительно совершенствования трансфертного ценообразования (№4527), депутаты, наконец-то, выполнили обещание властей, данное бизнесу сразу после Майдана. Ожидание изменений изрядно затянулось. Практически все компании, которые подпадают под критерии подотчетных, были вынуждены сдать налоговикам соответствующую документацию до момента принятия закона.

Напомним, положения о трансфертном ценообразовании были внесены в Налоговый кодекс прошлым летом и вступили в силу с 1 сентября 2013 года. До 1 мая бизнес должен был сдать в Налоговую службу первую отчетность, соответствующую новым требованиям.

Юристы рассказали ЛІГАБізнесІнформ о пользе запоздалых изменений.


Александр Черинько, старший менеджер Делойт, руководитель направления по предоставлению услуг по трансфертному ценообразованию

Приняв решение о переносе срока подачи отчетности по трансфертному ценообразованию депутаты, пусть и с опозданием, но все же сделали шаг, ожидаемый представителями крупного бизнеса. Одной из ключевых причин отсрочки является ограниченное количество времени, которое было предусмотрено для подготовки к применению новых сложных правил. Второй причиной стало недостаточное количество необходимых разъяснений со стороны налоговых органов. Учитывая, что изначальный срок подачи отчетности истек 1 мая, его перенос не принесет бизнесу больших выгод. Ведь все компании уже подготовили и подали отчеты до конца апреля. Запоздавший перенос может разве что добавить уверенности тем, кто захочет уточнить поданные отчеты в последующих месяцах.

Позитивным изменением является уменьшение штрафов, что, с учетом особенностей нынешнего законодательства о ТЦ и степени его понимания на всех уровнях, является очень уместным шагом. В то же время, не совсем понятно, почему штрафы по отчету (формальному, техническому документу) установлены выше, чем по документации, являющейся основным источником для анализа.

Еще одним важным новшеством стало внесение ясности относительно расчета лимита в 50 млн. грн., который определяет отнесение операций между двумя компаниями к контролируемым. Ранее, пользуясь нечеткими положениями законодательства, представители налоговых органов утверждали, что для целей определения лимита учитываются буквально все операции, включая выплату дивидентов, получение и возврат основной суммы кредита и т.д. Теперь в законодательство внесено уточнение, согласно которому считаться будут только операции по приобретению и продаже товаров и услуг. Преимущества этого позитивного изменения, в первую очередь, ощутят представители среднего и малого бизнеса, так как для крупных компаний из-за значительных оборотов вопрос о превышении лимита в 50 млн. грн. менее актуален.

Данные изменения – только первый шаг в направлении реформирования законодательства по ТЦ. Ведь сейчас продолжается серьезная работа над дальнейшими изменениями, в которой мы принимаем активное участие.

К моменту введения отсрочки сдачи отчетности по ТЦ с 1 мая до 1 сентября бизнес уже успел отчитаться перед налоговиками. Поэтому нововведение будет полезно тем, кто найдет в отчетности ошибки

Юлия Зайченко, юрист департамента корпоративного права и M&AМЮФ Integrites

Принятый закон является компромиссом между украинскими налоговиками и крупным бизнесом. Благодаря отсрочке подачи первой отчетности у налогоплательщиков появилась возможность провести детальный аудит операций для минимизации санкций со стороны контролирующих органов, а налоговики получили дополнительное время для подготовки к проверке данной отчетности. Налогоплательщики, которые уже подали отчетность, в случае обнаружения ошибок могут самостоятельно их исправить, а применение штрафных санкций в размере 1 грн. за ошибки в расчетах денежных обязательств будет продлено до конца года.


Дмитрий Сушко, управляющий партнер аудиторской компании PSP Audit

Принятия законопроекта бизнес ждал до последнего момента, ведь крайний срок подачи отчетности по ТЦ истекал 30 апреля. Об этих изменениях много говорили, но несколько раз поданные в парламент соответствующие инициативы успешно проваливались, что дает повод для подозрений в чьей-то заинтересованности. Прослеживается расчет на еще не определившихся налогоплательщиков и возрастающие ставки за срочность выполнения задачи.

Вряд ли среди бизнесменов нашелся тот, кто, понадеявшись на законодателя, не подал отчетность по ТЦ в указанный срок. Правда, при составлении отчетности бизнес столкнулся с множеством проблем. Это и порядок отражения финансово-кредитных операций, и раскрытие информации о связанности лиц, и сложности корректного выбора источника информации и метода обоснования обычной цены. Только часть ответов была получена в нескольких обобщающих консультациях Миндоходов, а налоговый консультационный сервис оказался малоинформативным, поэтому доверять его советам было бы неоправданно смелым решением. Теперь у бизнеса появилась возможность в случае самостоятельного выявления ошибок в мае-сентябре 2014 года подать новую отчетность и избежать таким образом штрафных санкций.

Вместо неадекватного, по мнению бизнесменов, штрафа в 5% от суммы контролируемых операций, ответственность за неподачу отчетности была уменьшена до уровня 100 минимальных зарплат

Денис Лысенко, партнер, руководитель налоговой практики ЮФ Василь Кисиль и партнеры

Не менее существенными, чем перенос крайнего срока подачи отчета о контролируемых операциях, являются изменения, касающиеся ответственности за нарушения правил ТЦ. Так, законом была уменьшена ответственность налогоплательщика за неподачу отчета о контролируемых операциях до 100 размеров минимальной зарплаты. Ведь действующая редакция НК предусматривала штраф в 5% от общей суммы контролируемых операций, что вызывало непонимание у бизнеса ввиду явной несоразмерности характеру правонарушения.


Ирина Кальницкая, старший юрист юрфирмы Гвоздий и Оберкович

Пролонгация подачи отчетности по ТЦ была вызвана, в частности, тем, что на сегодняшний день НБУ и Миндоходов все еще не утвердили методику определения цены банковских услуг, без которой налогоплательщики не могут применять положения статьи 39 НК в полной мере.

Был, в частности, уменьшен штраф для крупных налогоплательщиков за неподачу документов относительно отдельных контролируемых операций по запросу контролирующего органа до 10 минимальных зарплат.

Мария Бабенко