Как вернуть активы Семьи в Украину
Премьер-министр Украины Арсений Яценюк оценил объем средств, выведенных режимом Януковича из Украины, в $70 млрд. О механизмах их возврата в Украину ЛІГАБізнесІнформ расспросила экспертов.
Где и как добиваться справедливости
Когда за рубежом против представителей режима Януковича применили санкции, в Украине появилась надежда на возврат выведенных активов. Однако на быстрый результат рассчитывать вряд ли стоит. "Возвращение украденного - последняя стадия длительного процесса, - рассказывает юрист Центра противодействия коррупции Дарина Каленюк. – Сначала состояния нужно найти, потом украинские правоохранители должны провести расследование и доказать в суде преступную природу капиталов. После этого конфискации активов и их возвращения в Украину по решению суда можно ожидать годами". По мнению управляющего партнера адвокатского объединения Виталий Тытыч и Партнеры Виталия Тытыча, успех государства в таком процессе зависит от качества досудебного расследования. "Если оно пройдет оперативно и будут предприняты все необходимые меры обеспечения, наиболее действенной из которых является арест активов, реальное исполнение станет возможным", - считает собеседник ЛІГАБізнесІнформ.
Старший партнер адвокатской компании Кравец и Партнеры Ростислав Кравец наряду с судебным разбирательством в Украине указывает на возможность рассмотрения таких дел в международных судах либо в судах страны пребывания беглого чиновника или его активов. В этом случае, по словам собеседника ЛІГАБізнесІнформ, вопрос о возврате средств будет решаться на межгосударственном уровне, что может удлинить сроки поступления денег в бюджет Украины. Международный советник юрфирмы Chadbourne & Parke LLP Ольга Ворожбит наиболее эффективным путем считает внесудебные процедуры, установленные Конвенцией ООН против коррупции, которые позволят Украине вернуть активы, не дожидаясь окончания многолетних судебных разбирательств. Впрочем, в этом случае суды должны будут пройти уже после поступления средств в бюджет.
Как и где искать миллиарды режима
География поиска украденных активов чрезвычайно широка. Ситуация усугубляется тем, что юрисдикции компаний, владеющих активами, и банков, обслуживающих эти активы, как правило, не совпадают. "Юрисдикциями компаний часто являются чистые офшоры - Британские Виргинские острова, Белиз, Сейшелы и Панама, позволяющие скрыть реального собственника, за счет местных номиналов, которые светятся в госреестрах. А юрисдикцией банка могут быть как респектабельные Швейцария и Австрия, так и классические Латвия и Кипр или экзотические Антигуа и Маврикий. Обычно риски диверсифицируются и средства размещаются в десятках юрисдикций и банков", - рассказывает адвокат, партнер юрфирмы Campio Group Денис Осипенко. По предположению Ольги Ворожбит, основными направлениями вывода средств украинскими чиновниками могли быть ЕС, США, Великобритания и офшорные юрисдикции.
Однако, учитывая современный уровень развития технологий, географическое расположение активов становится все менее важным, уверен Виталий Тытыч. "Так как любая транзакция в долларах подконтрольна США, а в евро – ЕС, спрятать операции в этих валютах нереально. Правда, если поменять доллары, провести транзакцию в рублях или в юанях, а потом снова перевести в доллары, можно создать проблемы для розыска", - отмечает собеседник ЛІГАБізнесІнформ.
Разыскав активы, можно столкнуться с другими проблемами. "Если подозреваемые не фигурируют как бенефициары в структуре компании, доказать принадлежность средств очень сложно. Для этого необходимо провести расследование в нескольких странах и подтвердить аффилированность лиц, – объясняет директор департамента международного налогового планирования юрфирмы ЮФ Ай Си Эф Наталья Ульянова. - А в случае с личным счетом нужно доказывать нелегальное происхождение денег". Правда, по информации Виталия Тытыча, в банках ЕС и США при открытии счета обязательна процедура идентификации владельца компании, благодаря чему банки имеют документы, подтверждающие его личность. "Поэтому при тесном сотрудничестве с фининспекциями и банками стран, где открыты счета, можно определить бенефициарного владельца для привлечения к ответственности и дачи показаний. Кроме того, может быть раскрыта информация о движении средств по таким счетам, что поможет определить их конечное местонахождение или превращение в другой актив", - продолжает собеседник ЛІГАБізнесІнформ.
Что зависит от Украины
Для возврата активов Украине придется потрудиться. "Без профессионального расследования действий коррумпированных чиновников мы потеряем возможность вернуть замороженные средства, – предупреждает Дарина Каленюк. – Если до недавних пор такие расследования велись журналистами и общественными организациями, то сейчас пришло время для скоординированной работы всей правоохранительной системы". По мнению собеседницы ЛІГАБізнесІнформ, на данном этапе новой власти может помешать нехватка кадров, отсутствие опыта совместных международных расследований, уничтожение беглецами важной документации и политические манипуляции. "Единственный фактор, способствующий возврату активов, – высокая социальная и политическая активность гражданского общества, – продолжает Виталий Тытыч. – Напротив, препятствует этому низкий профессиональный уровень и коррупция представителей государства".
Дарина Каленюк считает, что в Украине ключевую роль в таких процессах должна сыграть Генпрокуратура, а после создания Национального антикоррупционного бюро расследований заниматься поиском и возвращением капиталов будет данный орган. Напомним, Генеральная прокуратура уже открыла ряд уголовных дел, фигурантами которых являются экс-чиновники. Однако, о результатах говорить пока рано.
Виталий Тытыч напоминает, что госрегулирование и надзор в сфере противодействия легализации и отмыванию доходов находится в компетенции Госфинмониторинга, который в этом направлении сотрудничает с зарубежными органами – FATF, MONEYVAL Совета Европы, EAG, Egmont Group и другими. Госфинмониторинг, по данным сайта ведомства, уже направил запросы финансовым разведкам 136 стран для установления и блокирования счетов, корпоративных прав, ценных бумаг, имущества и других активов, полученных от коррупционных действий. В частности, Госфинмониторинг, по информации Центра противодействия коррупции, направил запрос в STAR – специальную программу по поиску активов ООН и Всемирного банка.
Чем помогает Запад
Как отмечает Дарина Каленюк, о сотрудничестве Украины с зарубежными партнерами по возврату капиталов обычно рассказывают европейцы или американцы, а украинское правительство не считает нужным придавать процесс огласке. В СМИ сообщалось о сотрудничестве в данном направлении с США, ЕС, Великобританией, Австрией, Швейцарией, а также с экспертами по розыску средств ФБР, FATF и др. "Для Украины будет серьезной ошибкой упустить возможность и не воспользоваться моментом, когда сотрудничество с иностранными государствами может быть эффективным, а незаконно присвоенные активы еще не успели как следует перепрятать", - отмечает Ольга Ворожбит. Однако Денис Осипенко не рекомендует поддаваться оптимистической эйфории до решения вопроса о реальном перечислении денег. "Сегодня они работают на экономику стран, в которые были выведены, - подчеркивает собеседник ЛІГАБізнесІнформ. - А теперь представьте себе, что будет, если, например, из экономики Латвии одним траншем вывести пару миллиардов долларов. Не думаю, что латыши этому сильно обрадуются".
Как будет сопротивляться свергнутый режим
Вряд ли режим Януковича смирится с потерей капиталов. "Бывшие хозяева жизни будут активно защищать награбленное, - считает управляющий партнер адвокатского объединения Гарантия Евгений Огарков. – Учитывая, что аресты счетов не лишили экс-чиновников доступа ко всем их средствам, для защиты активов будут использоваться все законные и незаконные методы – начиная от сотрудничества с лучшими юристами и экономистами, специализирующимися на защите подобных капиталов, заканчивая подкупом чиновников и дестабилизацией политической ситуации в стране".
Семья уже не сидит сложа руки. По информации Виталия Тытыча, уже запущен механизм административных апелляций, а в ближайшее время могут начаться суды, направленные на разблокирование замороженных активов. "Некоторые из экс-чиновников наняли лоббистов, которые на уровне Брюсселя обжаловали решение о персональных санкциях, - продолжает Дарина Каленюк. - Без активных профессиональных действий со стороны украинских правоохранителей уже за несколько месяцев мы потеряем свой шанс".
Для правоохранителей возврат капиталов режима станет испытанием на прочность. Ведь для саботирования расследования их наверняка попытаются коррумпировать. "Экс-чиновники будут пробовать договариваться с новой властью, предлагая откаты, - считает Виталий Тытыч. - Предотвратить это может только жесткий гражданский контроль и внимание прессы".
Мария Бабенко