Кемаль Дервиш: Европу еще можно спасти
Август всегда был опасным месяцем в европейской истории, но в этом году он может стать поворотной точкой для еврозоны и, возможно, для мировой экономики. 26 июля Марио Драги, председатель Европейского центрального банка, заявил, что его учреждение сохранит евро, "чего бы это ни стоило". И добавил: "Поверьте, этого будет достаточно".
Сильное и даже беспрецедентное заявление Драги было истолковано как сигнал того, что ЕЦБ вскоре возобновит свою программу скупки облигаций, сосредоточившись, в частности, на испанском долге. Фондовые биржи всего мира воспарили. Председатель Центрального банка Германии Йенс Вайдманн поначалу выразил некоторые сомнения, но на следующий день федеральный канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд выпустили совместное заявление, выразив свою решимость "сделать все возможное для защиты еврозоны".
Недавно я сказал, что ЕЦБ, работающий совместно с Европейским стабилизационным механизмом (ЕСМ), является единственным учреждением, которое может спасти еврозону. Он мог бы сделать это, купив на вторичном рынке итальянские и испанские облигации с предварительно заявленным намерением удерживать их суверенные процентные ставки ниже определенного порога в течение какого-то времени.
Вполне вероятно, что за заявлением Драги действительно последует приобретение ЕЦБ испанских (и итальянских) суверенных облигаций. Такой человек, как Драги, не выступал бы с таким обещанием, если бы не верил в то, что сможет его выполнить. Но чтобы это стало окончательной поворотной точкой в кризисе еврозоны, должны произойти три вещи.
Во-первых, при приобретении облигаций ЕЦБ должен выразить ясное намерение сократить суверенные процентные ставки до жизнеспособных уровней, которые должны быть ниже своих средних июльских величин, - по крайней мере на 200 базовых пунктов.
В отношении стран, выполняющих программы реформ, ЕЦБ должен принять на себя обязательство снижения процентных ставок до уровней, совместимых с прогнозируемыми темпами инфляции и экономического роста. Несистемный подход едва ли сработает и может даже оказаться контрпродуктивным.
Вторая вещь, которая должна произойти: необходимо проследить за тем, чтобы руководители и парламенты стран еврозоны, в сотрудничестве с судами, продолжали институциональные реформы для создания не только ЕСМ, но также банковского союза. Централизация является единственным долгосрочным решением проблем еврозоны. Однако подобные реформы не могут произойти очень быстро. И именно поэтому роль ЕЦБ - решающая. Еврозона больше не может поддерживать постоянную неопределенность и высокие реальные процентные ставки в периферийных странах, поэтому ЕЦБ должен построить крепкий и заслуживающий доверия мост в будущее.
И наконец, необходимо аккуратно пересмотреть сами стабилизационные программы. Уже ясно, что избыточные меры жесткой экономии самоубийственны. Потому что провоцируют нисходящую спираль падения объема производства, занятости и налоговых поступлений. В последнем отчете МВФ о еврозоне говорится именно это (хотя и осторожными формулировками).
Необходимо снизить темп сокращения дефицита бюджета, особенно в Испании, потому что в краткосрочной перспективе объем производства определяется спросом, а частный спрос не может заменить собой общественный спрос до тех пор, пока не будет восстановлена некоторая степень веры в будущее. Поддержка эффективного спроса должна сопровождаться структурными реформами, которые обеспечат более стремительный экономический рост.
Если данные три шага – программа ЕЦБ по скупке облигаций для снижения суверенных процентных ставок, прогресс в создании подлинного экономического союза и реалистичный пересмотр текущих стабилизационных программ – смогут реализоваться как единый пакет, ЕЦБ потребуется гораздо меньше ресурсов для приобретения облигаций. Даже если появятся очередные плохие новости для ЕС (например, из Греции, или новости о более резком, чем ожидалось, замедлении экономического роста в Китае), еврозона сможет начать выходить из кризиса в этом месяце.
Но это станет возможным, только если на этот раз использовать "большую базуку". В противном случае, кризисные явления еврозоны выйдут из-под контроля.
Кемаль Дервиш, экс-вице-президент Всемирного банка, директор программы глобальной экономики в Институте Брукингса, Вашингтон
©Project Syndicate, 2012