Киев укрепил свои позиции в переговорах с кредиторами
43451_image_large.jpg

Верховная Рада вчера разрешила Кабмину приостанавливать выплаты по некоторым внешним долгам. За соответствующий законопроект (N2898) в целом проголосовали 286 народных депутатов.

Премьер-министр Украины Арсений Яценюк, представляя законопроект, отметил, что возможность введения моратория необходима правительству в том случае, если не удастся договориться с внешними кредиторами. "Правительство Украины вносит в Верховную Раду проекты законов, которые дают правительству право приостановить выплаты по некоторым внешним обязательствам государственных и гарантированного государством долгов Украины, что указано в приложении к соответствующему постановлению Кабмина. А в случае атаки недобросовестных кредиторов на Украину, этот мораторий защищает активы государства и государственного сектора", - гласит заявление Кабмина, сопровождающее законопроект. И
меющейся долговой нагрузкой Украина обязана режиму Януковича, поэтому снизить эту нагрузку - вопрос справедливости, убеждены в правительстве.

Народный депутат от фракции Самопомич Виктор Кривенко во время обсуждения законопроекта отметил, что он дает правительству инструменты, с помощью которых можно будет, в частности, регулировать выплату $3 млрд по бондам, выпущенным Януковичем под кредит Кремля в конце 2013 года.

Напомним, Украина ведет с комитетом крупнейших частных кредиторов переговоры о реструктуризации более $23 млрд долга. Успешный исход этих переговоров - один из пунктов в программе Международного валютного фонда (МВФ) для Украины; программа предусматривает, что благодаря долговой операции Киеву удастся сократить выплаты по долгам на $15,3 млрд в течение следующих четырех лет.

Ранее министр финансов Наталья Яресько неоднократно подчеркивала, что переговоры должны завершиться в июне - к моменту пересмотра программы МВФ. На что аналитики отвечали, что это маловероятно, но что МВФ, скорей всего, будет продолжать выделять средства Украине вне зависимости от течения переговоров.

На прошлой неделе появилась информация, что комитет готов поддержать реструктуризацию долга, которую сочтет разумной. В заявлении комитета кредиторов говорилось, что он направил Украине компромиссные предложения по реструктуризации, которые позволят Минфину достичь целей экономии, предусмотренных программой МВФ, но обойтись без списания основного долга.

Однако затем, 12 мая, Минфин раскритиковал действия комитета
и сообщил, что даже состав кредиторов толком не известен, кроме того, что его возглавляет фонд Franklin Templeton. Который, как отметила Яресько, отказывается от коммуникаций с ведомством.

На это кредиторы ответили встречными претензиями: группа кредиторов заявила, что не увидела "существенного взаимодействия" со стороны украинского правительства.

Частично состав группы кредиторов выяснился сегодня. До подачи в Раду законопроекта о моратории было известно следующее: комитет состоит из фондов, которыми управляют или которые консультируют BTG Pactual Europe, Franklin Advisers, TCW Investment Management Company и T. Rowe Price Associates. Они держат примерно $8,9 миллиарда украинского долга. И они приветствуют желание Киева ускорить переговоры, но по-прежнему возражают против какого бы то ни было списания.

Кабмин в своем заявлении не употреблял слово "списание". "$15,3 млрд - это уменьшение бремени на платежный баланс за следующие четыре года, который мы ожидаем по результатам переговоров с нашими международными коммерческими кредиторами путем реструктуризации долгов", - говорится в заявлении украинского правительства. Однако благодаря принятому вчера законопроекту, в случае его подписания президентом Петром Порошенко, Киев вполне может добиться и списания.

В любом случае мораторий усиливает позицию Украины в переговорах с кредиторами, пишет Bloomberg. "Это логичный шаг, если нужно продемонстрировать серьезность намерений. До настоящего момента мы видели только переговоры и очень мало конкретных действий, а во всех конфликтах кредиторы брали верх. Если Украина хочет изменить эту тенденцию, ей понадобится упорство", - отмечает Дрей Симмонс, эксперт по развивающимся рынкам лондонской компании Cantor Fitzgerald Europe.

Трейдер Dragon Capital Федор Багненко рассказал The Wall Street Journal, что такое решение удивило большинство инвесторов. "Они думали, что украинское правительство не проявит особенной твердости в переговорах о реструктуризации, поэтому решение было неожиданным. Разумеется, после принятия такого документа шансы украинской стороны выросли. Хотя для обеих сторон все же лучшим вариантом остается некое компромиссное решение", - объясняет он.

Московский аналитик, пожелавший остаться неназванным, также сообщил, что решение Кабмина и скорость его одобрения Верховной Радой явились сюрпризом. "Скорей всего, они не договорились бы с кредиторами в июне, а значит, пришлось бы как-то повышать ставки. И это (мораторий - ред) – именно то, что нужно", - сказал он.

Гэбриэл Стерн из Oxford Economics также считает, что принятие моратория ослабляет позиции кредиторов в переговорах о реструктуризации, пишет Reuters. С другой стороны, существенная часть долга регулируется прежде всего международным правом, а уже потом – внутренним правом Украины, напоминает Роберт Берджесс, специалист по экономике развивающихся рынков Deutsche Bank. Это, по его мнению, может ограничить украинское правительство в выборе стратегий защиты.

Чуть позже появился комментарий главы Казначейства США Джейкоба Лью. Он считает, что кредиторы должны пойти на жертвы, чтобы вопрос с внешними долгами Украины наконец решился. Его поддержала Яресько: "Все должны быть готовы жертвовать в этом вопросе", - добавила она.

Александра Колесниченко