Кинуть МВФ как нацидея. Что будет, если Фонд прервет программу
46278_image_large.jpg

В начале 2015 года вся страна, без преувеличения, затаив дыхание, ждала решения Совета директоров МВФ по вопросу возможного получения Украиной программы расширенного кредитования EFF. На тот момент это было единственным спасением страны в критической ситуации острого финансового кризиса. Достичь положительного решения удалось с помощью неоднократных переговоров правительства и президента с директором-распорядителем Фонда Кристин Лагард и длинного списка обязательств в части структурных реформ, которое взял на себя официальный Киев, подписав меморандум с МВФ.

Фонд является не только основным кредитором страны, но также и гарантом возможного кредитования со стороны связанных организаций - ЕБРР, Всемирного банка, правительств США и ЕС

Программа EFF общим объемом SDR12,348 млрд (около $17,5 млрд) была утверждена 11 марта для поддержки экономической стабилизации в Украине и определяет широкие и глубокие экономические реформы, направленные на восстановление устойчивого роста в среднесрочном периоде и повышение уровня жизни граждан страны.

"Нам не нужен МВФ"

Согласно меморандуму с МВФ, Украина должна была получить 4 транша, которые составляют большую часть $17,5 млрд кредита до конца текущего года - в зависимости от прогресса выполнения структурных маяков. На данный момент МВФ выделил нам два транша из запланированных четырех, а дальнейшее сотрудничество с Фондом находится на грани срыва. Пресс-служба Фонда распространила жесткое заявление о том, что в случае принятия Верховной Радой бюджета на 2016 год, который не будет согласован с МВФ и выйдет за рамки установленного Фондом дефицита в 3,7% ВВП, международное финансирование страны будет остановлено. Учитывая тот факт, что Фонд является не только основным кредитором страны, но также и гарантом возможного кредитования со стороны связанных организаций - ЕБРР, Всемирного банка, правительств США и ЕС - подобное решение МВФ, без преувеличения, грозит стране масштабной экономической катастрофой.

Проблемы во взаимоотношениях Фонда и Украины начались еще осенью - сложности в вопросах проведения прокурорской и судебной реформы, слабый прогресс в борьбе с коррупцией, бесконечная череда переголосований важнейших законопроектов в парламенте, который регулярно пытался завалить именно те решения, от которых зависело выполнение структурных маяков Фонда. Однако камнем преткновения и последней каплей, грозящейся переполнить чашу терпения МВФ, оказалась налоговая реформа и связанный с ней проект госбюджета на 2016 год.

Ряд парламентских фракций, не без помощи представителей гражданского общества и не без примеси любимого в Украине популизма, начал рискованную игру

Главную финансовую смету страны, по мнению Минфина и МВФ, необходимо поддерживать структурными реформами, исключающими налоговые льготы и расширяющими базу налогообложения, а также оптимизирующими госрасходы. Несколько месяцев баталий между сторонниками умеренной концепции Минфина и радикальной - парламентского комитета и Нины Южаниной - привели к настоящему расколу как в украинском обществе, так и в парламенте. Все это вылилось в рискованную кампанию под названием "нам не нужен МВФ", ведь именно его поддержкой в первую очередь заручился Минфин во главе с Натальей Яресько и именно правительственный проект налогового кодекса и госбюджета получил одобрение от Фонда, как соответствующий меморандуму. Однако ряд парламентских фракций, не без помощи представителей гражданского общества и не без примеси любимого в Украине популизма, начал рискованную игру, заявив, что не будет голосовать за предложенный вариант бюджета, и требует его пересмотра. Все это ведет к вероятному утверждению бюджета, который отклоняется от программных целей Украины на 2016 год и в среднесрочной перспективе прервет программу и неизбежно прекратит международное финансирование.

Главный реформатор страны

На данный момент остается загадкой, понимают ли парламентарии и сторонники разрыва отношений с Фондом всю серьезность данного решения. Украине было очень нелегко войти в программу Фонда, тем более, получить столь беспрецедентно большой кредит и такую широкую и всеобъемлющую поддержку от организации.

Фактически, программа EFF для Украины является одной из самых объемных из предоставляемых Фондом. Нельзя забывать о том, что именно МВФ являлся символическим гарантом для страны в период сложных переговоров о реструктуризации внешнего долга, что позволило добиться списания 20% общей суммы. Кроме того, буквально неделю назад Фонд принял решение о реформировании собственной структуры принятия решений, что позволило изменить правила кредитования МВФ для стран, находящихся в состоянии суверенного дефолта. Данную новацию связывают с намерением Фонда поддержать Украину в затяжном споре об одиозном долге в $3 млрд перед Российской Федерацией. Так называемый "кредит Януковича" и категорическое нежелание РФ идти на любые переговоры по вопросам его реструктуризации, а также очевидно официальный статус данного займа грозил заморозкой сотрудничества Украины и МВФ из-за правила Lending-into-Arrears Policy, которое запрещало Фонду оказывать финансовую поддержку странам, не выплатившим часть официального долга. Столь внушительная уступка МВФ Украине вызвала бурю негодования со стороны РФ и почти полное безразличие в кругах украинского политического истеблишмента, который все чаще позволяет себе резкие высказывания в адрес Фонда и критику текущей программы.

Потеря поддержки МВФ означает остановку любого процесса реформирования - как уже запущенного, так и запланированного

Однако именно МВФ на протяжении последнего года являлся основным драйвером довольно трудно и медленно движущегося процесса внедрения реформ. Денежные вливания Фонда позволили ощутимо нарастить объем украинских ЗВР и стабилизировать курс национальной валюты, который в феврале 2015 года на фоне слухов об экономическом коллапсе грозил пробить отметку 40 грн/долл. На данный момент экономическая ситуация в Украине демонстрирует признаки нахождения шаткого баланса, а реформы находятся на начальном этапе. Страна несет огромные финансовые потери из-за войны с Россией - как в зоне АТО, так и экономической. Падение промпроизводства, потеря российского рынка сбыта, массовых уход инвесторов из страны, политический - все это факторы, которые потенциально могут привести к полномасшабному коллапсу украинской экономики, однако на данный момент поддержка МВФ сглаживает острые моменты и позволяет стране удерживаться на плаву. Прекращение программы сотрудничества с Фондом автоматически закроет программы макрофинансовой помощи со стороны Европейского союза и программу финансовых гарантий со стороны США, что дестабилизирует банковский рынок, так как помимо кредитования МВФ у Украины нет возможности привлечь крупные объемы денежных средств.

Цена вопроса

Потенциально страна может выйти на внешние рынки заимствований, однако на данный момент это невозможно из-за процесса реструктуризации внешнего долга. Возможен также выпуск внутренних облигаций. Это приведет к резким валютным колебаниям, раскрутке уровня инфляции до галопирующего и резкому удешевлению национальной валюты, которая сейчас находится в железных тисках НБУ за счет возможности проводить операции на МВР и админресурсу. Уже сейчас ЗВР Украины недосчитываются $3 млрд, которые должны были зайти в счет третьего и четвертого траншей Фонда, а собственных валютных поступлений страны уже давно недостаточно для выполнения внешних обязательств, поддержания курса и пополнения валютных резервов.

Нельзя прогнозировать курс национальной валюты в случае потери поддержки всех международных кредиторов, но уже сейчас звучат возможные варианты от 40 до 60 грн/долл. Это ставит под угрозу процесс выполнения плана реформ НБУ, нацеленный на перезагрузку и качественные изменения банковской сферы в 2016 году, и приведет к новой панике среди населения, что потенциально может полностью разрушить банковскую систему страны вследствие нового, намного более серьезного витка банковского кризиса.

Стоп-кран реформ

Потеря поддержки МВФ также означает остановку любого процесса реформирования в Украине - как уже запущенного, так и запланированного. Любая реформа требует значительных средств - будь то создание Национального антикоррупционного бюро, масштабный ремонт дорог или переход к рыночным ценам на энергоносители. За этот год Украина получила немало кредитов от различных финансовых организаций, которые помогли запустить ряд структурных реформ и добиться хотя бы минимальной макроэкономической стабильности. К тому же, МВФ для Украины, политика которой построена на популизме и обещаниях, являлся тем самым рычагом давления, который стимулировал правительство и парламент к принятию непопулярных и сложных, но очень важных для глубокой трансформации экономики решений. Это ключевой кредитор, который не только дает финансовую поддержку, но является гарантом того, что страна находится на пути реформ и оздоровления экономики.

Без поддержки со стороны МФВ официальный Киев вряд ли продолжит борьбу с коррупцией, реформу судебной и прокурорской системы, необходимую реформу социальной сферы и перезагрузку финансовой - все силы, время и оставшиеся скудные средства из ЗВР пойдут на финансирование военного бюджета страны, которая в любой момент может перейти в горячую фазу конфликта на Востоке, и попытками хоть как-то удержать с таким трудом достигнутый макроэкономический баланс. Уже сейчас понятно, что все эти попытки обречены на провал и, в случае, если парламент Украины пойдет по проторенному пути популизма и ошибочных решений, направленных на возможное повышение собственного рейтинга - страна может потерять все те достижения, которые с таким трудом отвоевала за последний год.

Нельзя прогнозировать курс национальной валюты в случае потери поддержки всех международных кредиторов, но уже сейчас звучат возможные варианты от 40 до 60 грн/долл

МВФ не является врагом или другом Украины, как бы не пытались обосновать действия Фонда и его влияние на украинское правительство лидеры ведущих фраций в парламенте. МВФ является тем решающим фактором, который дает стране шанс пройти этап кризиса, заручившись поддержкой влиятельного международного партнера и провести действительно глубокие структурные реформы, способные в ближайшей перспективе изменить экономический, политический и социальный бэкграунд страны, заложив крепкий фундамент для ее дальнейшего потенциального роста и процветания.

Екатерина Соколова, независимый финансовый консультант