Содержание:
  1. Украина и подарки коронакризиса. МВФ, инфляция и много-много чужих денег или реформы?
  2. 2021-й закончится спокойно. Но за это придется доплатить
  3. "Страшный" 2024-й. Не только выборы, но и большие выплаты по госдолгу

Идея реструктуризировать или списать долги перед МВФ, о чем недавно вспомнили 36 народных депутатов (в их числе – ярковыраженная "группа Коломойского"), давно витает в коридорах разных органов государственной власти в Украине.

Это – не ноу-хау в мировой политике. Подобным путем в разное время шли такие страны, как Судан, Либерия и Сомали. Простое объяснение – бедной стране тяжело платить по крупным старым долгам.

Поможет ли этот подход Украине? Во-первых, реструктуризация долга перед МВФ сейчас не сильно поможет украинскому правительству: в сентябре нужно выплатить внешним кредиторам примерно $3 млрд, Фонд – даже близко не самый крупный из них.

Во-вторых, Украина уже год живет без новых займов от МВФ: фактически страна отказывается от реализации оговоренных с Фондом реформ, предпочитая занимать деньги (которые все еще очень нужны) на рынке – в два раза дороже, чем у МВФ.

Означает ли это, что можно обойтись без денег Фонда в ближайшие годы? Нет, но правительству Дениса Шмыгаля повезло работать в очень необычное время для мировой экономики. Украина получит деньги не в обмен на реформы, а просто так. Как? Спойлер: помогут коронакризис и инфляция. Спойлер №2: длинную стратегию на этом построить не получится.

Украина и подарки коронакризиса. МВФ, инфляция и много-много чужих денег или реформы?

В обычных условиях сентябрь 2021 года мог бы стать настоящим черным месяцем для украинского Минфина. К этому моменту он должен располагать суммой в 104 млрд грн для выплат связанных с государственным долгом. Это шестая часть плана расходов на выплату всех обязательств за 2021 год.

Сложность ситуации в том, что львиная доля (81,4 млрд грн или около $3 млрд) из этой суммы – выплаты в валюте на погашение и обслуживание долгов. 90%, по данным Минфина, – проценты и погашение еврооблигаций.

$3 млрд за один месяц – серьезный вызов для правительства Дениса Шмыгаля. Где взять деньги?

Есть четыре источника. Два из них – неожиданные.

МВФ-1. Сумма: $0,7-1,5 млрд. Цена: 2-3% годовых

В июне 2020 года Украина начала очередную программу с Международным валютным фондом (18-месячная Stand-by на $5 млрд для финансирования дефицита госбюджета). Это был антикризисный вариант сотрудничества в ответ на пандемию коронавируса.

Программа не предусматривала серьезных реформ взамен, но правительство Шмыгаля смогло получить только один транш из пяти (около $2 млрд в июне 2020).

Текущие ожидания Минфина – завершение переговоров в июле с последующим траншем в сентябре: украинская сторона допускает объединение нескольких траншей в один, заявил в начале июня министр финансов Сергей Марченко. Правительство активно работает с главами профильных комитетов Рады над законопроектами, необходимыми для продолжения сотрудничества с МВФ, заверил позже премьер Шмыгаль.

Что для этого нужно? По словам Марченко, речь об антикоррупционных законах. В частности, реформе Высшего совета правосудия, говорил министр в интервью LB.ua. В более раннем интервью LIGA.net он также говорил о снижении дефицита госбюджета с 6% ВВП в 2021-м до 3,5% в 2022-м. Соответствующую цифру Кабмин уже отобразил в недавно одобренной бюджетной декларации.

По словам собеседника LIGA.net среди участников совещания с премьером, украинская сторона сохраняет позитивные ожидания о пересмотре программы с МВФ в ближайшие месяцы. Другой высокопоставленный собеседник в финансовых госструктурах отметил, что пока реальной активизации в переговорах нет.

МВФ-2. Антикризисный "подарок". Сумма: $2,7 млрд. Цена: почти бесплатно

В конце марта МВФ анонсировал антикризисную программу на $650 млрд среди стран-членов Фонда для борьбы с последствиями коронакризиса.

Деньги поступят автоматически без каких-либо условий. Похожее распределение МВФ делал после кризиса 2009 года, Украина получила тогда около $2 млрд. Решение о новой программе совет директоров Фонда может принять уже в июне.

Предполагаемая доля Украины – $2,7 млрд, уточнял в начале апреля глава НБУ Кирилл Шевченко. По словам высокопоставленного собеседника LIGA.net в финансовых госструктурах, несмотря на то, что изначально эти средства предназначаются на пополнение золотовалютных резервов, каждая страна сможет сама решить, использовать ли их на финансирование госбюджета.

В этом случае стоимость заимствования будет существенно ниже, чем при обычных кредитах МВФ для Украины, уточнил собеседник. Дальше есть варианты: деньги могут поступить сразу, либо поэтапно, допускает собеседник LIGA.net.

Еврооблигации. Сумма: около $2 млрд. Цена: 6-7% годовых.

Дополнительные деньги от МВФ не решат всех финансовых проблем правительства: Минфину все равно придется выходить на рынки капитала с размещением еврооблигаций, отмечает руководитель департамента макроэкономических исследований группы ICU Сергей Николайчук.

При любых вариантах с МВФ это может произойти уже в июле, предположительная сумма заимствований – $2 млрд, полагает главная экономистка Dragon Capital Елена Белан.

"Рынки очень ликвидные: мы можем привлечь необходимую сумму вне зависимости от прогресса с МВФ, спрос будет", – говорит она.

"Инфляционный налог". Сумма – 100 млрд грн

Госбюджет-2021 предусматривал рост доходов общего фонда на 10,9%, фактический показатель по итогам пяти месяцев – 24,5%, говорит начальник аналитического отдела Альфа-Банка Украина Алексей Блинов. Во втором полугодии динамика будет сглаживаться, однако существенное перевыполнение по доходам сохранится, добавляет он.

Что это значит для Минфина?

"Основная причина перевыполнения бюджета по доходам – восстановление внутреннего спроса и инфляция. Для сравнения: проект Госбюджета-2021 осенью прошлого года сопровождался правительственным прогнозом ВВП в размере 4,5 трлн грн, тогда как объем украинской экономики в текущем году составит 4,9-5 трлн грн, – поясняет Блинов. – В этой десятипроцентной разнице кроется главный секрет перевыполнения планов по доходам".

Именно за счет этого ресурса Минфин финансировал операции, связанные с долгом, в последние два месяца: в апреле и мае у правительства были проблемы с привлечением новых заимствований, добавляет исполнительный директор CASE-Украина Дмитрий Боярчук.

"Из-за инфляции дополнительные налоговые доходы могут составить около 100 млрд грн, – оценивает он. – За счет этого можно многое себе позволить, в том числе и выплату обязательств".

2021-й закончится спокойно. Но за это придется доплатить

Антикризисные $2,7 млрд от МВФ и рыночные заимствования облегчат жизнь Минфину и практически избавят его от проблем с финансированием госбюджета в этом году, полагает Николайчук из ICU.

Без них, задача выглядела бы невыполнимой: кроме миллиардных погашений обязательств нужно профинансировать еще около 200 млрд грн бюджетного дефицита (чистое финансирование за счет заимствований за пять месяцев составило только десятую часть годовой потребности), добавляет Блинов из Альфа-Банка Украина. Важно, что 80-90% дефицита обычно формируется в последние месяцы календарного года, напоминает Белан из Dragon Capital.

Украина способна пройти 2021 год без МВФ, но такой сценарий обойдется госбюджету дороже: разница между доходностью новых выпусков десятилетних еврооблигаций в условиях "без МВФ" может примерно на 1 процентный пункт превышать аналогичные показатели при успешном пересмотре программы, отмечает Николайчук из ICU. Это – дополнительная нагрузка на госбюджет из-за выплаты более высоких процентов.

"В этом году увеличение стоимости заимствований будет незначительным – дополнительные выплаты по внешним долгам составят $30-50 млн, – объясняет он. – Уже в 2022 году дополнительные расходы составят $100-150 млн, увеличивая тем самым потребность правительства в иностранной валюте".

"Страшный" 2024-й. Не только выборы, но и большие выплаты по госдолгу

2022 год будет легким для Минфина: выплаты по внешнему долгу сократятся до $2,6 млрд по сравнению с $3,8 млрд в 2021-м, говорит Белан из Dragon Capital.

При условии поступления $2,7 млрд от МВФ, украинские власти смогут еще некоторое время обходиться без официальных программ Фонда, сложность которых – в необходимости проведения реформ, считает Боярчук из СASE-Украина.

"Пока действует количественное смягчение в мире, все что нужно чиновникам – это декларировать преданность меморандумам МВФ, – говорит он. – Этого будет достаточно, чтобы размещаться на внешних рынках".

Что это может означать для бюджетной политики Украины в ближайшие годы?

Главный риск – отказ от сокращения дефицита госбюджета, считает Блинов из Альфа-Банка Украина.

Сложностей здесь добавляет приближение предвыборного периода: в 2024 году Украина будет выбирать и президента, и Верховную Раду. Именно эти годы будут для Минфина самыми сложными в обслуживании внешнего долга: $3,8 млрд выплат в 2023 году и $6 млрд – в 2024-м, отмечает Белан из Dragon Capital.

"Какое-то время можно просуществовать без МВФ, но мы не можем надеяться на вечную суперликвидность на мировых рынках, – объясняет она. – Учитывая выборы, вряд ли можно ожидать новую программу расширенного финансирования, которая будет предполагать много обязательств по непопулярным реформам, но плавный переход из действующей Stand-By в новый этап сотрудничества с МВФ нам точно нужен".

Бюджетная декларация до 2024 года, которую в начале июня одобрил Кабмин (этот документ определяет рамки бюджетной политики в среднесрочном периоде), могла бы умерить предвыборные аппетиты политиков, но пока неизвестно, насколько украинские власти готовы следовать ей, добавляет Боячук.

"Бюджетная декларация это прекрасно, но нужна политическая поддержка и обязательства на высшем уровне, – говорит он. – Пока получается, что декларация отдельно, а реальность – отдельно: президент объявляет строительство нового университета, хотя в бюджетной декларации об этом ничего нет".