Кризис евро. На этот раз Европе угрожает Великобритания
Фото: Fotobank/Getty Images

В начале текущего года основным возмутителем спокойствия в Старом Свете, безусловно, была Греция. Массовые беспорядки в стране, в общем, и ознаменовали для всего мира кризис еврозоны. К концу года у валютного союза появился другой "трудный ребенок". Как ни парадоксально, но будущее еврозоны сейчас во многом зависит от государства, которое в нее не входит, - Великобритании. По мнению главы Европейского совета Хермана Ван Ромпея, которое передает The Guardian, устремления британского премьера Дэвида Кэмерона слишком честолюбивы. Желание Кэмерона вернуть Соединенному Королевству полномочия, которые забрал Евросоюз (ЕС), угрожает целостности объединенной Европы. Ромпей предупреждает о возможности распада ЕС в случае активных действий Кэмерона. И это, по словам главы Европейского совета, без сомнения ударит по самой Великобритании.

Политическая воля и решения официального Лондона в последнее время расходятся с решениями и мнениями Континента. Напомним, Британия неоднократно выражала недовольство бюджетом Евросоюза, в том числе долгосрочным, и перспективой создания банковского союза еврозоны. И когда в конце ноября лидеры Европы собрались в Брюсселе для обсуждения долгосрочного бюджета, Дэвид Кэмерон решительно потребовал сокращения бюджетного плана на 2014-2020 годы на дополнительные 30 млрд. евро, то есть с 1,047 трлн. евро до 886 млрд. К предложению Кэмерона присоединились Германия, Дания, Нидерланды и Швеция.

До этого Кэмерон пережил немало неприятных минут в парламенте своей страны, ведь его требование сократить бюджетный план фактически было результатом давления со стороны британских депутатов. Кэмерон решил обратиться за помощью к народу и вынести вопрос о взносах на референдум. Однако аналитики предупредили премьера, что народное волеизъявление может закончиться выходом страны из ЕС. Опросы, проведенные осенью, показали, что больше половины британцев устали от Евросоюза.

Отметим, в свое время еврочиновники смирились с возможным выходом Греции из еврозоны. По сообщениям СМИ, задолго до февральских беспорядков в Греции лидеры Франции и Германии задумались о "двухскоростной Европе", включающей ядро – экономически более развитую еврозону и периферию – остальные страны Европейского союза. Эта идея витает в воздухе до сих пор. Меняются лишь детали.

Однако об отделении Великобритании от Европы, похоже, и речи быть не может. Дело даже не в судьбе Великобритании, которой на первый взгляд озабочен Ромпей. Дело в том, что Великобритания, по словам еврочиновника, сыграла решающую роль в создании ядра ЕС, а с ним – крупнейшего рынка в мире. Европейский союз перенял британский опыт не только в сфере финансов и торговли, но и в построении внешней политики, признал Ромпей.

Неудивительно, что стремление британского руководства к большей самостоятельности вызывает негодование у главы Европейского совета. В своем интервью Guardian он подчеркнул, что ЕС и единый рынок распадутся, если каждое государство будет подбирать для себя самые лакомые части законодательства и отказываться от наименее приятных.

Мнение Ромпея разделяют не все. Так, в своем интервью немецким СМИ бывший председатель Европейской комиссии (ЕК) Жак Делор заявил, что Соединенному Королевству лучше будет оставить ЕС. Как и Ромпей, Делор отметил концентрацию британцев исключительно на собственных интересах. Вместе с тем, он считает, что им можно предложить какую-то другую форму партнерства.

Напомним, что до Первой мировой войны Лондон фактически был мировой же финансовой столицей. Участие в войне заставило отдать пальму первенства США. Зато после появления евро Великобритания смогла вернуть утраченные позиции, хотя не присоединилась к валютному союзу. Сейчас столица Великобритании, вместе с Нью-Йорком, удерживает лидерство по более чем 80% показателей в рейтинге финансовых центров (по версии Oxford Economic Forecasting). Согласно данным британских компаний, которые приводит агентство Bloomberg, в Лондоне сейчас работает порядка 250 иностранных банков и больше международных финансовых компаний, чем в любом другом финансовом центре. На лондонские деловые районы – в первую очередь, Сити – приходится три четверти валютной торговли Евросоюза, в том числе 42% операций в евро. Около 80% инвестбанковских операций проходят именно через Лондон.

Александра Колесниченко