НБУ спасает резервы. Драконовскими методами
За две последних недели центробанк сделал все возможное и невозможное для поддержки гривни. Была введена обязательная продажа 50% валютной выручки, вдвое сокращен срок возврата этой выручки (со 180 до 90 дней), народ пугнули введением 15% на продажу валюты. Поползли слухи о создании банковской милиции…
Тяжелая артиллерия оказалась эффективна: приток валюты в закрома НБУ увеличился. Экспортеры вынуждены сдавать валюту. Шантаж валютным налогом тоже сработал: в НБУ констатируют, что ежедневный объем продажи валюты населением в последние дни увеличился на 50%. Эти меры пока позволяют центробанку удержать золотовалютные резервы на грани предельно допустимого уровня - $26-25 млрд.
По состоянию на конец октября резервы НБУ составили $26,8 млрд. Из них около $2 млрд. - золото, $17 млрд. - долговые ценные бумаги и лишь около $8 млрд. - валюта на зарубежных счетах. В ноябре Украина выплатила $1 млрд. задолженности перед МВФ. Скорее всего, считает аналитик Эрсте Банка Марьян Заблоцкий, около $1 млрд. в текущем месяце уйдет на валютные интервенции НБУ. Однако не стоит забывать, что в ноябре Минфину удалось привлечь с помощью еврооблигаций $1,25 млрд. Полученная валюта пойдет на внутренний рынок для погашения избыточного спроса, что минимизирует расходы резервов. Поэтому по результатам месяца объем запасов НБУ если и снизится, то не более чем на $1 млрд. Главная задача Нацбанка – удержать гривню и резервы в ноябре. Дальше ситуация должна немного стабилизироваться.
В декабре плановых выплат МВФ уже нет. Да и потом в этот период традиционно снижается спрос на валюту со стороны населения. Поэтому в последний месяц года валютные резервы могут перестать сокращаться, достигнув отметки в $25 млрд.
Однако цифра эта не радует. Считается, что снижение уровня золотовалютных резервов сокращает возможности государства по регулированию курсовой стабильности. А минимально допустимый уровень резервов определяется стоимостью импорта товаров и услуг в страну в течение трех месяцев. Для Украины это около $26 млрд. Хотя некоторые эксперты полагают, что катастрофы не случиться, даже если на поддержку гривни придется потратить треть всех резервов. Эксперт аналитического отдела Weltrade Сергей Борийчук обращает внимание на то, что согласно расчетам МВФ, критическим уровнем резервов для Украины являются $16 млрд. А, значит, еще можно тратить. Тем более, что резервы НБУ — не единственный способ регулирования валютной ситуации в стране.
Валерий Гладкий, генеральный директор исследовательского центра БЭСТ отмечает, что первостепенное значение имеет не стоимость трехмесячного импорта, а величина краткосрочного долга - покрывается ли он резервами НБУ. "Так вот, краткосрочные долги 2013 года покрываются за счет резервов. Но нет уверенности, что такое возможно в 2014 году", - сетует аналитик.
Учитывая необходимость выплат тому же МВФ около $6 млрд. уже в 2013 году, Украине просто не обойтись без новых займов Фонда, уверен старший экономист УкрФинансы Олег Иванец. Именно сотрудничество с МВФ остается наиболее действенным механизмом наращивания резервов. Но для этого необходимо выполнить ряд требований Фонда. Поскольку парламентские выборы позади, есть надежда на скорые договоренности. В случае успеха переговоров резервы НБУ могут пополниться на $5-10 млрд. Пока же очевидно, что резервов не хватает, но НБУ отчаянно борется с этим при помощи радикального сжатия гривневой ликвидности и драконовских административных мер.
К сожалению, данные меры не идут на пользу экономическому росту. "Валютный курс – это компромисс между стабильностью валютного рынка и экономическим ростом. Пока же власти жертвуют ростом ради курса", - констатирует Олег Иванец .
И все же удерживать курс любой ценой НБУ, похоже, не будет. В конце концов, либерализация курса (читай – девальвация), это одно из условий того же МВФ. Однако в ближайший месяц курс вряд ли перешагнет планку в 8,4 грн./$.
Руслан Кисляк