Нуриэль Рубини: Мировые правительства играют с огнем
Начиная с июля, игроки финансовых рынков с замиранием сердца надеялись на то, что мировые экономические перспективы хотя бы не ухудшатся. Или, если они все же ухудшатся, центробанки поддержат экономику с помощью дополнительных раундов предоставления ликвидности и увеличения денежной массы. Таким образом, не только хорошие экономические новости, но и плохие, вселяли надежду на то, что такие мировые "пожарники", как председатель ФРС США Бен Бернанке и глава ЕЦБ Марио Драги, зальют рынки деньгами.
Но рынки, растущие и на хороших, и на плохих новостях, нестабильны. Они держатся на доверии к политикам. Если экономические новости серьезно ухудшатся и доверие в эффективность действий политиков упадет, вполне вероятно, что настроение рыночных игроков испортится и они откажутся рисковать, как это уже случалось.
После решения ЕЦБ оказать помощь пострадавшим странам с помощью потенциально неограниченных приобретений их облигаций, воспоследовала эйфория. Но этот ход не влияет на игру: он лишь выигрывает время для политиков для внедрения жестких мер, необходимых для устранения кризиса. А задачи, стоящие перед политиками, являются чрезвычайно трудными: экономический спад в еврозоне углубляется по мере продолжения жесткой налогово-бюджетной консолидации и строгого нормирования кредитов. А так как банки еврозоны и ее рынки государственных долговых обязательств становятся все более разобщенными, создание банковского союза, налогово-бюджетного союза и экономического союза крайне затруднительно.
Даже помощь со стороны ЕЦБ не является очевидной. Валютные ястребы (Бундесбанк и некоторые другие ключевые центральные банки), которые были обеспокоены новыми неограниченными временем полномочиями ЕЦБ, успешно добились строгих и эффективных условий для стран, выигравших от приобретения облигаций. В результате они могут прикрыть данную программу, если не будут выполняться эти строгие критерии.
Более того, Греция может выйти из еврозоны в 2013 году, - прежде чем Испания и Италия успеют решить часть своих проблем. Не надо забывать, что сегодня Испания (подобно Греции) стремительно скатывается в экономический спад, и ей может потребоваться полномасштабная экономическая помощь тройки кредиторов (ЕЦБ, Европейской комиссии и МВФ). Тем временем, усталость от мер жесткой экономии на периферии еврозоны все чаще усугубляется усталостью ключевых стран от необходимости оказывать периферии экстренную экономическую помощь.
Поэтому неудивительно, что Германия, политически неспособная проголосовать за выделение дальнейших ресурсов для экономической помощи странам периферии, передала данную работу ЕЦБ – единственному учреждению, которое может обойти демократически избранные парламенты. Но, опять же, одно только вливание ликвидности (без реализации политики по скорейшему восстановлению экономического роста) всего лишь отсрочит, но не предотвратит, развал валютного союза, в конечном итоге приведя к развалу торгово-экономического союза и к уничтожению единого рынка.
В США последние экономические данные (в том числе сведения о вялости рынка труда) подтверждают, что экономический рост является слабым: маловероятно, чтобы уровень производства второй половины 2012 года оказался значительно выше годового прироста в 1,6%, зарегистрированного в период с января по июнь. Учитывая политическую поляризацию и политический тупик в США, - там можно ожидать дальнейших битв вокруг бюджета и предельной суммы внешнего долга, очередного снижения рейтинга и отсутствия согласия по поводу пути к среднесрочной налогово-бюджетной консолидации и устойчивому развитию. Все это произойдет вне зависимости от того, переизберут ли в ноябре Барака Обаму. Можно ожидать, что политики пойдут по пути наименьшего сопротивления: будут уклонятся от принятия трудных налогово-бюджетных решений до тех пор, пока не проснутся инвесторы и не начнут избавляться от облигаций. Это вызовет резкий рост долгосрочных ставок и вынудит политическую систему провести корректировку налогово-бюджетной политики.
В Китае жесткая экономическая посадка выглядит все более вероятной по мере сдувания инвестиционного пузыря и сокращения объема чистого экспорта. Тем временем, задерживаются реформы, необходимые для сокращения объема сбережений и увеличения уровня частного потребления. Как и в ЕС, в США, худшего в 2012 году можно избежать только с помощью усиления валютного, налогово-бюджетного и кредитного стимулирования.
Но жесткая посадка станет более вероятной в 2013 году по мере уменьшения этого стимулирования, роста числа просроченных кредитов, ускорения спада объема инвестиций и невозможности далее терпеть проблему долгов провинциальных правительств и их специализированных инвестиционных организаций. Реформы будут идти с черепашьей скоростью, делая социальные и политические волнения более вероятными.
Тем временем, Бразилия, Индия, Россия и другие развивающиеся страны ведут ту же игру. Многие из них не улучшили свое положение, поскольку слабость развитых стран сокращает возможности экспорта. И многие откладывают структурные реформы, необходимые для ускорения развития частного сектора, придерживаясь модели государственного капитализма. Недавнее замедление экономического роста в развивающихся странах является не просто циклическим по причине слабого экономического роста или явного экономического спада в развитых странах: оно также является структурным.
Аналогичные колебания очевидны и на геополитическом уровне. Крупнейшие мировые державы до сих пор прибегают то к переговорам, то к санкциям, чтобы убедить Иран отказаться от своих попыток разработать ядерное оружие. Но Иран пытается выиграть время и оказаться в зоне неприкосновенности. К 2013 году Израиль, который (справедливо или ошибочно) считает ядерную программу Ирана угрозой своему существованию, и США могут развязать войну. Это приведет к значительному скачку цен на нефть.
В основе данной проблемы - неэффективные правительства. В демократических странах постоянные выборы приводят к кратковременным политическим решениям. В автократических странах, таких как Китай и Россия, лидеры сопротивляются радикальным реформам, которые уменьшат власть окопавшихся со своими интересами групп влияния. Негодование население перерастает в социальные протесты.
Но чем больше политики отфутболивают проблему, тем стремительнее приближается развязка. Но пока еще есть возможность преодолеть проблему таким образом, чтобы никто не пострадал.
Нуриэль Рубини, председатель правления Roubini Global Economic и профессор Школы бизнеса Стерна Нью-Йоркского университета
©Project Syndicate, 2012