Почему государство хочет заглянуть нам в карман

Отслеживание крупных расходов для доначисления налогов могло бы стать не только инструментом пополнения казны, но и мерой справедливости. Ведь в таком сучае налоги заплатят те, у кого достаточно средств и кто тратит свыше задекларированных сумм. Другой вопрос, не превратится ли усиление финансового контроля в неугасаемую жажду заглянуть в чужой карман.

Об этом в эксклюзивной статье для ЛІГА.Финансы рассказали управляющие партнеры компании "Алексеев, Боярчуков и партнеры" Сергей Алексеев и Сергей Боярчуков.

Вот уже десять лет гуляет по Украине призрак непрямых расчетов. Еще в 2001-м нынешний премьер Николай Азаров, на то время председатель ГНАУ, принимал участие в разработке Закона "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и целевыми фондами", который фактически разрешил применять косвенные методы в расчетах налоговых обязательств, но только в четко оговоренных случаях. Что важно - рядовых граждан нововведение не касалось.

Однако с тех пор все же было несколько попыток внедрить непрямые расчеты налогообложения для простых украинцев. Систему складывали незаметно, по кирпичику. И вот сейчас страна в одном шаге от введения особенного подхода в сборе налогов. Большинству граждан такая перспектива сулит непростые правоотношения с фискальными органами.

За рубежом непрямые расчеты налогов работают уже достаточно давно, но и шел к этому Западный мир не одно десятилетие. Украина же на втором десятке независимости пытается преодолеть многовековой налоговый опыт Европы и Америки. На самом деле фундамент новой системы уже выстроен, что есть самое сложное в этом вопросе. Поскольку основная суть расчета налоговых обязательств непрямым методом - это слежка за расходами граждан страны.

В начале миллениума многим запомнился скандал, связанный с тем, что Украина попала в черный список FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering), международной организации по борьбе с отмыванием средств. После непродолжительной внутренней перестройки, Украина смогла внедрить систему финансового контроля, вершиной которой утвердился Госкомитет по финмониторингу. FATF оставила нас в покое. И уже с 2003 года в Украине действует инструмент финансовой слежки. Правда, работал он преимущественно в банковской сфере. А вот уже с осени прошлого года сфера контроля Госфинмониторинга существенно расширилась.

Президент Янукович, как известно, подписал в мае 2010-го Закон, предусматривающий качественные изменения в "отмывочном" законодательстве (речь идет об изменениях в Закон "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" N2258-VI от 18.05.2010, - ред.). И уже сегодня нотариусы, продавцы драгметаллов и ценностей, организаторы азартных игр и даже риелторы обязаны информировать контролирующее ведомство о превышении установленных сумм при покупках и других тратах населением страны: 400 тыс.грн. при покупке недвижимости и 150 тыс. - автомобилей.

Мы считаем, что в результате усиления контроля часть украинцев попросту усложнит схемы владения ценными активами, прибегнув к услугам профессиональных юристов. Но большинству наших сограждан все же придется собственнолично прочувствовать новый фискальный порядок.

Система проверки и контроля уже работает. По нашему мнению, осталось только направить такой мониторинг в новое русло, объединив его возможности со способностями фискальных органов. По результатам прошлогоднего декларирования, озвученном в июле ГНАУ, в Украине свыше 6,5 тысяч человек заявили о миллионных доходах. Миллиардером официально пока никто себя не признал. Но, как известно, в нашей стране принято считать, что, если человек "засвечивает" 100 гривень, то по крайней мере еще пару сотен он оставил вне поля зрения фискальных органов. Таким образом, оценить реальное благосостояние человека можно только по его расходам.

Руководство ГНАУ и не скрывает, что и без профильного Закона о непрямом расчете налогов пользуется такими методами по крайней мере для того, чтобы определить, сколько недополучает государственный бюджет. Не так давно заместитель председателя ГНАУ Сергей Лекарь заверил, что фискалы прекрасно видят разницу между тем, сколько человек зарабатывает (согласно декларации) и сколько тратит. И если разница существенная, налогоплательщику предлагают объяснить, откуда деньги, или же доплатить налог. Если человек отказывается, его можно оштрафовать или же подать на него иск в суд с требованием принудительно взыскать недоплаченную сумму.

Однако проблема в том, что единственное наказание за неуплату или неполную уплату налогов в Украине - смешной штраф. Его сумма, согласно статье 1641 Кодекса об административных правонарушениях, составляет от трех до восьми необлагаемых минимумов доходов граждан, то есть от 51 до 136 грн.

Другое дело, если бы у налоговиков была реальная возможность заставить налогоплательщика доплатить в бюджет недоимку, основываясь на данных, полученных при непрямом расчете налоговых обязательств. В этом случае рядовой гражданин, заработав, например, на машину, но не уплатив 15% подоходного налога, был бы вынужден отдать в бюджет те же 15% от стоимости авто, за вычетом разве что суммы, указанной в декларации и уплаченной ранее. Однако, до сих пор суды отказывали фискалам в удовлетворении подобных исковых требований, мотивируя отказ тем, что непрямые методы не являются в Украине официальными, то есть разрешенными к практическому применению. Хотя, в одночасье, не являются они и запрещенными.

Вполне можно ожидать, что в ближайшее время косвенные методы оценки налоговых обязательств могут быть полностью узаконены. Ведь на фоне 6,5 тысяч миллионеров в стране, у нас также, если верить проведенному в этом году исследованию по заказу Института политики, каждой десятой семье не хватает денег на еду. Согласно результатам соцопроса, почти 70% украинцев за последние 12 месяцев ощутили ухудшение материального положения.

Ситуацию необходимо выравнивать, а денег в бюджете всегда не хватает. Косвенный расчет налогов сегодня уже более чем реально рассматривается на властных холмах. И не только как верный способ пополнения скудных бюджетных статей, но и как мера справедливости. Поскольку так называемые непрямые налоги, которые уже сегодня работают в Украине, по своей сути несправедливы. Речь идет, в первую очередь, об НДС, акцизах, таможенных пошлинах и пр. Все они уплачиваются потребителем, поскольку заложены в цену товара либо услуги. Как известно, это явление, получило название "перекладывание налогов".

С первого взгляда, косвенные налоги, как, например, НДС, взимаются одинаково со всех, независимо от того, кто и сколько зарабатывает. Однако удельный вес этих налогов в доходе малообеспеченных слоев населения существенно больше, чем в доходах обеспеченных граждан. Совсем другое дело - непрямой метод расчета налогообложения, при котором обязательства начисляются фискальными органами, исходя из суммы расходов плательщика. В таком случае взыскания коснутся исключительно тех, у кого достаточно средств и кто тратит свыше официально задекларированных сумм.

Непрямой расчет налоговых обязательств не является и не может быть панацеей от всех финансовых бед украинского бюджета. В некоторой степени такой шаг поможет дисциплинировать граждан в плане декларирования своих доходов, но в тоже время будет стимулировать другую часть населения к поиску более продвинутых методов траты финансовых активов и защите от внешней "оценки" своего имущества.

Пора привыкать к тому, что за нашими финансовыми действиями внимательно следит государство. И чем дальше, тем жестче будет контроль. При это хотелось бы, чтобы погоня за финансовой справедливостью, учитывая несовершенство нашего законодательства и его многовекторную трактуемость, не превратилась в неугасаемую жажду "заглянуть" в карман каждому украинцу.

Сергей АЛЕКСЕЕВ,
Сергей БОЯРЧУКОВ
управляющие партнеры ЮК "Алексеев, Боярчуков и партнеры"
Специально для
ЛІГА.Финансы