Тэтчер и большой финансовый взрыв. Две стороны одной политики
Маргарет Тэтчер (фото: EPA)

В Соединенных Штатах для людей определенного возраста Маргарет Тэтчер была суперзвездой, и поэтому американцы были очень удивлены резко разделившимися взглядами жителей Британии, которой она управляла на протяжении 11 лет. Однако британцы не были удивлены. Как и Тони Блэр, Тэтчер на протяжении долгого времени являлась британским продуктом, более привлекательным для экспортных рынков, нежели для внутреннего.

Все аспекты ее наследия серьезно оспариваются. Предвидела ли она проблемы европейского валютного союза или же оставила Великобританию изолированной на окраине континента? Создала ли она новый экономический динамизм или же бросила Великобританию разделенной, с бòльшим неравенством и меньшей сплоченностью, нежели раньше? Уничтожила ли она власть корыстных интересов и создала подлинную меритократию, или же укрепила банкиров и финансистов в качестве новой элиты, породив катастрофические последствия?

Действительно, одна из проблем, которую можно заметить при пристальном взгляде, это проведенная Тэтчер в конце 1980-х реформа лондонского Сити. В 1986 году ее правительство сыграло важную роль в том, что в разговорной речи называют "большим взрывом". Технически, основным изменением стал конец "одной роли", то есть биржевой маклер теперь мог быть не только либо принципалом, либо агентом, а и тем и другим одновременно.

До 1986 года существовали биржевые брокеры, работающие на клиентов, и джобберы, которые делали рынок, но встретиться друг с другом они не могли. От подобной системы здесь отказались, и реформа позволила Лондону впустить новые типы учреждений, особенно крупные инвестиционные банки США.

Сложно проследить до 1980-х годов происхождение кредитного взрыва и распространения экзотических и плохо понимаемых финансовых инструментов, которые лежат в основе кризиса 2007-2008 годов. Наиболее опасные тенденции, в том числе рост глобальных дисбалансов и драматичная "финансизация" экономики, опасно ускорились приблизительно с 2004 года

Первым и самым очевидным последствием стал отказ от длинного обеда. Начинавшийся с джина и тоника сразу после полудня и заканчивавшийся наполеоновским бренди в три часа дня, обед до "большого взрыва" являлся самой сложной частью дня для биржевого брокера. Однако этой милой традиции пришел конец после того, как в городе появились пробивные и дерзкие американцы, работавшие даже за завтраком.

Разблокируйте чтобы читать дальше
Чтобы прочитать этот текст, пожалуйста, оформите подписку