В Греции ничего нет. Главная ошибка кредиторов
Источник: Fotobank / Getty Images

Процесс официального списания долга Греции начался. Он включает в себя несколько инициатив, направленных на сокращение соотношения долга Греции к ВВП - до 124% в 2020 году (сегодня примерно 200%). Однако чиновники признают, что меры будут недостаточны для достижения цели - дальнейшие переговоры об очередных мерах пройдут в политически более удобный момент.

Экономист Ларри Саммерс сравнивает сегодняшнюю ситуацию со стратегией командования США во время войны во Вьетнаме: "На каждом этапе они принимали минимальные обязательства, необходимые для того, чтобы избежать надвигающейся катастрофы, но не предпринимали решительных шагов".

Эту стратегию нужно изменить ‑ и греки, в общем-то, предложили альтернативу. Вместо небольших периодов облегчения имеет смысл принять значительный пакет мер. И это может переломить ситуацию. Пакет мер состоит из двух основных элементов. Во-первых, как предложил адвокат Ли Бушайт (он руководил реструктуризацией греческих долгов частным кредиторам), срок возврата официального греческого долга нужно значительно увеличить. Погасить все долги можно в течение 40 лет, установив процентную ставку в 2%. Это бы избавило Грецию и ее официальных кредиторов от непрерывного страха, который сейчас преобладает.

Погасить все долги Греции можно в течение 40 лет, установив процентную ставку в 2%, это бы избавило страну и ее официальных кредиторов от непрерывного страха

Второй элемент пакета по облегчению долгового бремени - более инновационный. Если экономика Греции будет хорошо работать, сроки погашения могут быть сокращены или может быть поднята процентная ставка. Формулой для этого может стать соотношение долга к ВВП. Идея связи долгового бремени долга страны с отношением к ВВП обсуждалась некоторое время, но она так и не получила значительного признания. Ее применение в Греции могло бы стать своего рода экспериментом. В случае успеха это могло бы создать ценный прецедент.

Зачем беспокоиться? Потому что сами предпосылки текущей сделки и ожиданий, которые в ней изложены, неверны. Во-первых, само представление, что возможен плавный переход для соотношения долга к ВВП от 200% до 124%, является фантастическим. Во-вторых, даже если каким-то чудом Греция действительно достигнет отметки в 124% в 2020 году, утверждение, что ее долг тогда будет "устойчивым", является абсурдным.

Таким образом, движение по этому пути еще больше подорвет доверие к политикам, а мир будет жить в предчувствии кризиса. Неопределенность, финансовые и экономические затраты будут нарастать.

Не надо питать иллюзий: послужной список политиков, которые неверно прогнозировали развитие греческого сценария во время кризиса, приводит в замешательство. В мае 2010 года Международный валютный фонд спрогнозировал (вместе со своими европейскими партнерами), что ежегодный рост ВВП Греции превысит 1% в 2012 году. Вместо этого греческая экономика сократится на 6%. Уровень безработицы, который, как ожидалось, достигнет максимума в этом году и составит 15%, в настоящее время превышает 25% ‑ и продолжает расти. Соотношение долга к ВВП, как ожидалось, достигнет своего пика в 150%; без существенного списания частных долгов, которое было сочтено ненужным, соотношение приблизится к 250%.

В сентябре 2010 года, через четыре месяца после официального запуска спасительных мер в отношении Греции, МВФ выпустил брошюру, утверждая, что "дефолт в развитых странах сегодня является ненужным, нежелательным и маловероятным". Вывод состоял в том, что официальное финансирование поможет Греции преодолеть ее краткосрочные проблемы с ликвидностью. Призывы к незамедлительной реструктуризации долгов остались без внимания. Шесть месяцев спустя, после того как были потрачены значительные официальные средства на оплату услуг частных кредиторов, просроченный частный долг был существенно реструктурирован.

Эксперты, которые оказались неспособны спрогнозировать ситуацию на год-два, теперь строят планы до 2020 года

Таковы были ошибки, допущенные за довольно короткий период всеми возможными экспертами. Теперь эти же эксперты, которые оказались неспособны спрогнозировать ситуацию на год-два, строят планы до 2020 года. Даже если предположить наиболее оптимистичный сценарий, прогноз в 124% может быть очень заниженным. Точность чисел, лежащих в основе сегодняшней сделки, представляет собой иллюзию.

Опять же, даже если Греция как-то действительно достигнет вехи в 124%, ее долг по-прежнему будет неустойчивым. В этот момент Греция окажется там же, где она была в мае 2010 года. Ситуация похожа на проблемы стран Латинской Америки во время долгового кризиса 1980-х и 1990-х годов. Несмотря на значительно более низкое соотношение долга к ВВП и непрерывную реструктуризацию долга, в конце концов, им потребовалось большое сокращение долга, которое было сделано посредством выпуска облигаций Брейди. Это дало им некоторую передышку.

Шаг на опережение даст Греции реальный шанс переломить ситуацию, греки вновь смогут управлять собственной судьбой. А курс мелких тактических мер, как предупреждает Саммерс, приведет лишь к ненужным страданиям, прежде чем этот курс неизбежно провалится, приводя Грецию ‑ и многие другие страны – к краху.

Ашока Моди, приглашенный профессор Пристанского университета, США

©Project Syndicate, 2012

Источник