Выборы заканчиваются. Приближается бюджетный коллапс
30598_image_large.jpg

В ноябрь правительство вошло с 1,8 млрд. грн. на казначейском счете. Это наихудший показатель начала ноября за последние десять лет. Ранее на казначейском счете находилось не менее 3 млрд. грн., отмечают аналитики Erste Bank. При этом на валютном счете правительства сейчас почти $2 млрд. - показатель, который пока позволяет платить по внешним долгам.

На фоне жалкого поствыборного состояния правительственных счетов и огромной дыры в бюджете - по итогам сентября дефицит составил 24,38 млрд. грн. - несколько удивительно выглядит инициатива Кабмина расширить дефицит госбюджета текущего года еще на 7,678 млрд. грн. до 38,807 млрд. грн. Позавчера в парламенте был зарегистрирован соответствующий законопроект № 11396. В правительстве утверждают, что дополнительные средства необходимы для погашения задолженности, возникшей из-за разницы в тарифах на тепловую энергию для населения за 2011-2012 годы. Выделенных, мол, на эти цели средств в госбюджете-2012 недостаточно.

Остается лишь догадываться, почему факт недостаточности средств был обнаружен только после выборов. Непонятно также, почему до сих пор не была компенсирована задолженность за 2011 год.

Минфин продаст банкам облигации, а НБУ под покупку этих бумаг будет эмитировать гривню

Если Рада поддержит правительственную инициативу и расширит дефицит бюджета, то, уверены эксперты, никаких мощностей экономики и терпения отечественного малого и среднего бизнеса не хватит, чтобы в течение оставшихся до конца года двух месяцев залатать дыру в государственной казне за счет налоговых платежей. Теоретически у правительства есть разные инструменты обеспечения доходов, наиболее правдоподобным вариантом выглядит дальнейшее усугубление долговой позиции государства. По данным Госказначейства, на конец октября, план заимствований в бюджет перевыполняется: с начала года в казну поступило 88 млрд. грн., в том числе 59,4 млрд. грн. с внутреннего рынка. Месяц назад, к 30 сентября, государственный и гарантированный государством долг составлял $62 млрд.

Намедни Минфин заявил, что на внешние рынки заимствований до конца года выходить не собирается. А, значит, занимать будут внутри страны. Механизмы давно отработаны и чрезвычайно просты. Один из них следующий: Минфин выпускает облигации внутреннего госзайма, затем банки (государственные или дружественные НБУ) выкупают бумаги, собирая ликвидность на рынке, и продают облигации НБУ с дальнейшим размещением бумаг на балансе регулятора. Еще одна схема: банк получает долгосрочное рефинансирование центробанка (на срок от полугода по ставке, чуть меньшей, чем доходность госбумаг), за эти средства выкупает облигации Минфина и передает их НБУ. "В таком случае бумаги не значатся на балансе регулятора. Но в обоих случаях Минфин, по сути, остается должен Нацбанку. И, что самое главное, под покупку госбумаг НБУ эмитирует гривню", - говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

При этом финансовые власти изо всех сил постараются удержать курс гривни за счет связывания ликвидности. В умении регулятора изымать деньги у рынка не раз убеждались представители отечественного банковского сектора. Именно благодаря усилиям чиновников НБУ финансовая система сейчас задыхается от нехватки ликвидности, а экономика из-за отсутствия кредитования теряет несколько процентных пунктов ВВП.

Еще один выход из бюджетного тупика – поднять тарифы на газ для населения. Не исключено, что инициатива увеличения дефицита бюджета — всего лишь первый шаг в реализации этого плана. Сценарий может быть следующим: Кабмин подает в Раду законопроект об увеличении дефицита, но парламент не принимает инициируемые поправки. Таким образом, правительство просто вынуждено повышать тарифы на газ, свалив вину за принятие непопулярного решения на уходящий состав народных избранников.

Руслан Кисляк