Западных банкиров заставят жить по законам шариата
27679_image_large.jpg

Великобритания ведет переговоры о продаже правительственной доли акций Королевского банка Шотландии инвестиционному фонду Абу-Даби, который принадлежит правительству ОАЭ. Финансовое влияние исламского мира растет. И не просто растет, оно бросает вызов западной системе финансов.

Скромно заявив о себе в 1990-х годах, исламские финансовые рынки выросли до индустрии в триллион долларов. Бытует мнение, что у исламских финансов светлое будущее, учитывая благоприятную демографическую ситуацию и рост доходов в мусульманских общинах.

Ведущие западные банки покупают исламские облигации и создают дочерние компании специально для работы с исламскими финансами. В немусульманских финансовых центрах – Лондоне, Сингапуре и Гонконге ‑ были приняты специальные законы для облегчения работы исламских банков и связанных с ними финансовых институтов.

Что все это значит для западной финансовой системы? Действительно ли исламские финансы представляют собой жизнеспособную альтернативу этой системе?

Система финансирования, основанная на религиозных заповедях, позволяет минимизировать многие риски

Тот факт, что такой вопрос возможен – это уже значительное событие. Не так давно исламские финансы поверхностно называли системой нулевой процентной ставки, которая может привести к неадекватной и неэффективной мобилизации ресурсов и их использованию. Как ни странно, основные центральные банки сегодня обычно используют именно такую политику при реализации масштабного "количественного послабления".

Есть две главные заповеди исламских финансов: абсолютный запрет на взимание процентов по финансовым операциям, а также высокие моральные стандарты кредиторов и заемщиков. Интересно, что лучшие экономические обоснования системы нулевой процентной ставки представлены в "Общей теории" Джона Кейнса: "Положения против ростовщичества являются одними из самых древних экономических практик, о которых у нас есть свидетельства.... Таким образом, в мире, который никто не считает безопасным, было почти неизбежно, что процентная ставка, если ее не обуздывать всеми доступными обществу инструментами, будет расти слишком высоко, чтобы дать адекватное побуждение к инвестированию".

Кейнс предположил, что только очень низкая или нулевая процентная ставка может обеспечить непрерывную полную занятость и распределение капитала. Одобрение Кейнсом такой политики не обязательно делает ее правильной, но его анализ позволяет предположить, что ее следует рассматривать как серьезное предложение.

Важно отметить, что хотя исламские финансы запрещают проценты, прибыль не запрещается; последняя является производной от различных мероприятий, которые объединяют финансы и предпринимательство. В сущности, это система разделения прибыли и рисков, которая полностью основана на акционерном финансировании.

Таким образом, исламские финансы контрастируют с нынешней доминирующей системой, основанной на долгах под проценты, в которых риск теоретически передается держателям долговых обязательств, но на практике обобществляется во время кризисов. При прочих равных условиях большинство экономистов согласятся с тем, что долговое финансирование приводит к еще большей нестабильности, чем акционерное финансирование.

Как следует из второго основного принципа исламского финансирования, если люди будут строго придерживаться своих этических требований, то в исламском банковском деле будет меньше субъективных проблем. Субъективный риск существует во всех системах, в которых государство, в конце концов, поглощает риски частных лиц.

Многие согласятся с тем, что исторически христианская мораль сыграла важную роль в становлении западного капитализма. Однако светский капитализм пережил эрозию ценностей, когда финансовый сектор поставил свои собственные интересы выше интересов общества. Если этические ценности в исламских финансах – основанные на законах шариата – будут демонстрировать свою эффективность и минимизировать риски, исламское финансирование сможет стать серьезной альтернативой современным моделям финансов на основе производных инструментов.

Кроме того, основные принципы исламских финансов заставляют нас переосмыслить этические основы современных монетарных соглашений, которые превратились в систему глобальной резервной валюты, основанной на бумажных деньгах. В прошлом золото было якорем денежно-кредитной стабильности и финансовой дисциплины.

Испытание любой альтернативной финансовой системы зависит, в конечном счете, от того, является ли она более эффективной, этической, стабильной и адаптируемой, чем существующая система. На данный момент не существует исламской мировой резервной валюты и исламского кредитора последней инстанции. Но исламский мир является хранителем огромных природных ресурсов, которые поддерживают его торговую и финансовую деятельность.

По мере роста авторитета и влияния исламского мира, исламские финансы станут грозным конкурентом сегодняшней финансовой системы. Мир бы мог многое выиграть, если бы эти две системы соревновались честно и конструктивно, чтобы удовлетворить потребности людей в различных типах финансирования.

Эндрю Шэн, президент Всемирного института Fungв Гонконге

Аджит Сингх, почетный профессор экономики Кембриджского университета

©Project Syndicate, 2012