Богдан Гаврилишин: Россия не будет захватывать юго-восток Украины
- Богдан Дмитриевич, инициированная вами программа "Молодежь изменит Украину" предусматривает, в частности, изучение и внедрение в жизнь опыта европейских стран, достигших высокого уровня человеческого и экономического развития. Среди таких стран вы называете Австрию, Германию, Норвегию, Швейцарию, Швецию и Польшу. Расскажите, пожалуйста, подробнее об опыте этих стран и о том, как его можно применить в Украине.
- Начнем с Германии. После Второй мировой войны американцы заставили германские предприятия вводить в набсоветы представителей профсоюзов, что в дальнейшем стало основой формирования социально-рыночной экономики.
В Украине сейчас тоже необходимо стимулировать создание действительно независимых профсоюзов.
В Швеции в свое время предприятия также обязали иметь представителей профсоюзов в набсоветах. В результате, представители трудовых коллективов получили доступ к финансовой отчетности предприятий, что дало им возможность требовать повышения зарплат при повышении прибылей. Таким образом, сотрудники стали материально заинтересованными в повышении эффективности труда.
В Японии очень сильна патриотическая мотивация к труду. В свое время, после поражения во Второй мировой войне, Япония выбрала в качестве цели достижение экономического превосходства над Америкой. Японцы очень много работали, имея лишь по две недели отпуска в год. А многие из них отдыхали и вовсе неделю, пытаясь быть максимально полезными своей стране. Украинцы же слишком много отдыхают.
- Каким образом в Украине можно стимулировать людей работать больше?
- Многое зависит от стиля управления. Если людям предоставить определенную свободу труда, доверять им, то и результат не заставит себя долго ждать.
Во время Майдана в стране активизировались патриотические настроения, которые необходимо максимально эффективно использовать для дальнейшего развития. Но чтобы не утратить шанс, нужна национальная идея. Эту идею мы ищем уже 23 года.
По моему мнению, суть национальной идеи должна состоять в следующем: полная политическая свобода, определенный уровень экономического благосостояния населения (должны быть богатые, но не должно быть бедных), социальная справедливость и жизнь в симбиозе с биосферой. Люди, во-первых, должны иметь четкое понимание того, что они хотят, а во-вторых, иметь возможность влиять на процессы в стране.
Но вернемся к зарубежному опыту. Швейцария, к примеру, является чудесным образцом прямой демократии. Норвегия расходует лишь незначительную часть средств, получаемых от добычи нефти, оставляя львиную долю для последующих поколений. Во всех этих странах довольно серьезная децентрализация принятия решений, что обуславливает их экономическую эффективность.
Польша интересна нам тем, что прошла несколько трансформаций, которые так необходимы Украине. Первой была трансформация ментальности, свидетельством чего был феномен движения "Солидарность". Второй – трансформация экономической системы, когда Лешек Бальцерович реализовал политику шоковой терапии. Третьей – политическая трансформация, когда Польша готовилась к членству в Европейском Союзе. Поэтому Польша, наиболее экономически динамичная страна ЕС, для нас является хорошим примером. Сейчас польская экономика получает огромные субсидии. И важно то, что средства не уходят в песок или в чьи-то карманы, как это часто бывает у нас. Именно Польша, наряду со Швецией, больше всех тянет нас в Европейский Союз.
- Эксперты в один голос утверждают, что первопричиной провальной экономической и социальной политики в Украине является тотальная коррупция. Каков ваш рецепт преодоления этого явления?
- Есть поговорка: "Рыба гниет с головы!". В Украине самым большим коррупционером был Виктор Янукович. Наибольшая коррупция была в сфере государственных закупок. Введение тендерных процедур при госзакупках решает половину проблемы. Но для полного успеха борьбы с коррупцией необходимо начать трансформации в стране. В таком случае масштабы коррупции будут уменьшаться автоматически. Для того, чтобы двигаться вперед, нужно четко понимать, куда ты движешься.
- Какими должны быть первоочередные шаги в экономической политике?
- Для преодоления финансового кризиса необходимо как можно быстрее договариваться об экономической составляющей ассоциации с Евросоюзом, что сделает возможным для Украины получение средств международных кредиторов.
Необходимо работать над тем, чтобы как можно меньше покупать газа у России. Часть газа можно получать за счет реверса из Западной Европы. К слову, совсем недавно Испания предлагала Украине относительно дешевые газ и нефть из Северной Африки. Кроме того, нужно увеличивать добычу собственного газа и уменьшать энергоемкость отечественного производства. То есть "газ" был и остается проблемой номер один – как политической, так и экономической.
Вспомните, в 1993 году в Украину пришла компания British Petroleum. С ее помощью мы могли бы ежегодно добывать около 20 млрд. куб. м газа, в дополнение к уже добываемым на то время 20 млрд. куб. м. Таким образом, увеличение добычи составило бы 100%. Но нужно было принять закон о распределении продукции. Это очень простой закон – он работает во всех странах, добывающих энергоносители. Чаще всего доли государства и компании-добытчика распределяются в соотношении 50x50. Но никогда не бывает 80x20. К сожалению, Верховная Рада так и не смогла принять этот закон.
- На чем еще, кроме газа, необходимо сосредоточиться правительству?
- Украинские программисты – одни из лучших мире. К примеру, ведущий программист компании Google – украинец. Еще в девяностых годах в Украине нужно было создать ряд предприятий, которые бы специализировались на производстве программного обеспечения на экспорт. Но мы этого не сделали.
В 1993 году мы пытались наладить сотрудничество американской корпорации Apple с украинским Институтом кибернетики. Была идея создать большое совместное предприятие. Если бы предприятие заработало, то спустя три года с момента его запуска Украина бы зарабатывала ежегодно по $5 млрд. Но, увы, ничего не было сделано. А кто сделал? – Индия. Теперь они на экспорте программного обеспечения ежегодно зарабатывают около $20 млрд.
Кроме того, Украина вполне конкурентоспособна в самолетостроении. К примеру, украинский самолет "Мрия" - без преувеличения, лучший в мире транспортный самолет: самый большой, дешевый и эффективный. Если бы мы сблизились с Европой, НАТО покупал бы наши самолеты.
Что касается металлургии, то тут не обойтись без внедрения газосберегающих технологий. Кроме того, нужно переходить к производству высококачественной стали.
И самое главное – сельское хозяйство. У нас есть фантастический потенциал. Как-то собственник агрохолдинга "Авангард" Олег Бахматюк сказал: "Для Украины аграрный сектор будет более важен, чем Газпром для России". Я с ним абсолютно согласен: со временем удельный вес Газпрома в российской экономике будет только снижаться, а вес агросектора в Украине лишь увеличивается. Сейчас мы гордимся тем, что можем выращивать до 50 млн. тонн зерна. Но ведь могли бы выращивать в три раза больше.
А спрос на пшеницу увеличивается. Особенно в Индии и Китае. Поэтому нам нужна очень мудрая аграрная политика. В частности, необходимо создавать большие сельскохозяйственные кооперативы. В свое время советские колхозы необходимо было трансформировать в кооперативы, а не разрушать. При этом нужно было сохранить машино-тракторные станции. В таком случае ситуация в аграрном комплексе сейчас была бы значительно более радужной.
- Какой, по вашему мнению, должна быть сейчас стратегия Украины в Крыму?
- Вряд ли мы сможем в ближайшее время вернуть Крым. Возможно, это удастся, когда Российская Федерация начнет распадаться, как это было с Советским союзом. Перспективы подобного развития ситуации очень серьезные. В данном случае нам не остается другого выхода, кроме как принять неизбежное зло. Для силовых попыток вернуть полуостров мы слишком слабы. А Запад ради нас не пойдет на войну с Россией. Но стоит понимать, что Крым для России – экономический пассив, а не актив.
Мне кажется, что Россия не станет пытаться аннексировать южные и восточные регионы Украины. Похоже, США и Европа пригрозили России чрезвычайными санкциями. Поэтому дальше Крыма она не пойдет.
- Каким вы видите дальнейшее экономическое сотрудничество Украины с Россией?
- Думаю, со временем ситуация успокоится, и наши страны продолжат экономическое сотрудничество. Это нужно не только Украине, но и России.
Руслан Кисляк