Стратег Saxo Bank: Долгосрочно евро сильнее доллара

Украина не заметила последних потрясений на мировых финансовых рынках. Нас не коснулась паника на фондовых биржах США, Азии и Европы в январе этого года. Без последствий прошел недавний обвал в России, вызванный новой волной санкций со стороны Минфина Соединенных Штатов.
Но это не означает, что украинской экономике не грозят перспективы новой глобальной рецессии. Первые признаки того, что мировая экономика начинает сдавать назад, уже заметны, считает главный валютный стратег датского инвестбанка Saxo Bank Джон Харди.
Он регулярно посещает Украину. В Киеве под его руководством проходят семинары для местных трейдеров, которые работают на рынке торговли валютой forex через технологическую площадку Saxo Bank.
LIGA.net поговорила с Харди о причинах январского обвала в Штатах, угрозах «нового 2008 года» и буме вокруг криптовалют.
О фондовом потрясении в США
- Январский обвал в США, Европе и Азии вызвал большой резонанс, но буквально через несколько дней все успокоилось. Потом было еще несколько подобных «всплесков», но уже не таких панических. Что же это все-таки было – сигнал, предвещающий более серьезные обвалы или ожидаемая коррекция?
- Локально это действительно был обвал, особенно для тех, кто привык торговать с большим кредитным плечом (торговая стратегия, когда трейдер заключает крупные сделки за счет заемных средств. – Ред.), они потеряли очень много денег. Что-то похожее было в 2010 году, когда, так называемый flash crash (фондовый обвал в США в мае 2010 года, длившийся 36 минут. - Ред.) тоже привел к крупным убыткам у заметной части рынка. Как бы вы не назвали это событие, для многих игроков это таки обвал и серьезные потери.
Безусловно, сейчас не 97-й год и не Великая рецессия 1928-го, не 2007-2008 годы, когда падение растянулось на месяцы. Но на рынке была реальная паника – это главный сигнал. Как мы это назовем – обвалом или коррекцией – уже вторично.
Читайте также: Заденет ли Украину фондовый обвал в США
- То есть в этом можно увидеть некое предупреждение для глобальной экономики?
- Это предупреждающий сигнал для определенных групп участников рынка – прежде всего тех, кто использует «закредитованные» инвестстратегии. Их еще называют «торговлей волатильностью». Многие трейдеры довольно успешно работали по этой модели где-то с начала 2016 года. Рынок все это время был спокойным, волатильность была низкой. Зарабатывать можно было на продаже «страховки» на случай каких-то серьезных потрясений. То есть, по сути, это было время трейдеров, которые предлагали рынку наименее рисковые инструменты, например, фьючерсы и опционы. При любых признаках хоть какого-то волнения, такие трейдеры пытались еще активней и прибыльней для себя продавать эту страховку. В итоге все привыкли к мысли что обвалов не будет, волатильность будет низкой.
Сейчас этот уютный мирок, по сути, лопнул, или во всяком случае дал трещину. Можно много говорить о политике ФРС и ставках, но основное внимание нужно обращать именно на особенности этих подходов к торговле.
- Считается, что как раз ожидания более жесткой политики ФРС дало тогда толчок к обвалу.
- Да, но это больше напоминает поиск объяснения задним числом. Конечно, ожидания по поводу ставки ФРС влияют на поведение рынка. Рост доходности облигаций – это всегда плохой знак для рынка акций. Но фундаментальные причины зашиты в системных перекосах в сторону торговли «страховками», Ставки, статотчеты правительства и прочие вещи – это только «спусковой крючок», не более.
- Почему коррекций не происходило целых два года?
- В условиях низкой волатильности стало проще зарабатывать на пассивных инвестициях. Люди делали на этом 2% в месяц. Месяц за месяцем. В некоторых случаях биржевые фонды давали 800-900% прибыли, при условии своевременного входа (и соответственно выхода) в актив. Логика основывалась на допущении, что больших потрясений и коррекций не будет. Это главная опасность.
- Чем можно объяснить такую уверенность, неужели опыт недавних потрясений ничему не научил трейдеров и инвесторов?
- Такая стратегия всегда выгодна, когда рынки спокойны. В этот раз такая философия укоренилась, потому что было ощущение, что вроде и экономика растет, центробанки в мире повышают ставки, но не сильно, инфляция себя пока не проявила. И, что главное, ЦБ приучили рынки, что спасут их своими количественным смягчениями (QE, Quantitative Easing – программа количественного смягчения, при которой Центробанк покупает финансовые активы, насыщая рынки деньгами. – Ред.), что бы ни случилось. Такая логика вылилась в агрессивное рыночное поведение продавцов, которые наращивали торговлю «страховками». В таких условиях одной искры было достаточно, чтобы все взорвалось. Я не хочу сказать, что это продолжится или что это тренд и стоит ожидать еще больших потрясений. Но волатильность точно усилится – это факт.