Инфляция в России обновила трехлетний максимум
С 1 по 29 сентября индекс потребительских цен в России составил 0,7%, что в годовом сравнении (к сентябрю прошлого года) равнозначно инфляции в 8,1% по итогам месяца. Это максимум с сентября 2011 года и выше ключевой ставки ЦБ, повышенной в конце июля до 8%, пишет газета Ведомости.
Инфляция, ускорившаяся в первой половине года из-за запрета импорта мяса из Евросоюза и девальвации рубля, в июне вышла на пик (7,8%), после которого правительство, Центробанк и аналитики ожидали ее постепенного замедления, отмечает издание. Однако с августа рост цен снова начал ускоряться из-за введенного правительством запрета на импорт ряда продовольственных товаров из стран, поддержавших санкции в отношении России. Стали дорожать не только "запрещенные" продукты (доля некоторых из них на рынке достигала 25%), но и практически все остальные.
Так, согласно Росстату, за 10 месяцев к концу сентября мясо кур подорожало на 24,2% (рынок мяса птицы практически полностью представлен отечественной продукцией: доля импорта - 13%) - почти так же, как и "запрещенная" свинина, подорожавшая за то же время на 25,2% (доля импорта - примерно 20%): переработчики из-за эмбарго на ввоз свинины и говядины переключились на мясо кур.
С учетом продовольственного эмбарго рост цен по итогам года мог бы составить 7,5%, замедлившись из-за хорошего урожая, который сдержит дальнейшую эскалацию продовольственных цен, однако теперь к негативным факторам добавился дешевеющий рубль, говорит Олег Кузьмин из Ренессанс капитала. С начала года рубль подешевел к доллару на 17,1%, в том числе почти на 6% - за сентябрь, обновляя исторические минимумы. Основной причиной аналитики называют нехватку долларовой ликвидности из-за санкций: ее основным источником стал внутренний рынок. Компании не могут выпускать евробонды и привлекать зарубежные кредиты, а для рефинансирования внешнего долга берут в российских банках рублевые кредиты, которые нужно обменять на валюту. При этом имеющиеся доллары и компании, и банки придерживают, наращивая подушку безопасности, отмечал Селим Аргазаров из Металлинвестбанка.