Сколько денег вы можете хранить в кассе предприятия? На этот вопрос украинский и немецкий бухгалтер ответят абсолютно по-разному. Знаете почему? Фокус зрения разный.

В европейском понимании вопросы хранения мелких наличных денег должны решаться менеджментом компании на этапе бизнес-планирования. При этом сумма наличных денег, которая должна быть под рукой у розничного торговца, варьируется в зависимости от вида и размера бизнеса, уровня технической оснащенности торговых точек, ежедневных объемов продаж, способности компании безопасно хранить денежные средства, от типа платежей, которые торговец получает от клиентов. Да и сам термин "мелкая" наличность не употребляется в буквальном смысле этого слова: для продавца каштанов на улице в его кассе может быть 100 евро, а для крупного сетевого маркета с тремя десятками касс – и сотня тысяч евро. Важно то, что этот вопрос касается непосредственно самого бизнеса: построения системы управления кассовой наличностью в компании, обеспечения безопасности хранения наличности. Поэтому в фокусе внимания немецкого бухгалтера будут управленческие процессы в компании.

В Украине граничный размер суммы наличности, который может оставаться в касcе предприятия в нерабочее время (лимит кассы), не просто существует, а еще и контролируется. Долгое время лимит кассы согласовывался бизнесом с обслуживающим банком и проверялся налоговым инспектором. В конце 2004 года НБУ принял революционное Постановление №637, согласно которому лимит кассы устанавливается предприятием самостоятельно, однако его соблюдение до сих пор контролируется ГФС Украины, а штрафы за превышение лимита кассы – до сих пор начисляются на основании Указа Президента 1995 года (!).

Читайте также: Зачем нужна либерализация рынка кассовых аппаратов

Каждый бухгалтер знает, что штрафы за нарушения кассовой дисциплины являются самыми высокими. К примеру, за превышение лимита кассы предприятие будет оштрафовано в двукратном размере от суммы превышения лимита кассы за каждый день. Например, предприятие установило лимит кассы 1000 грн. в день, налоговый инспектор при проверке выявил превышение лимита кассы в размере 500 грн. За каждый день штраф составит 1000 грн. (500 грн*2), а если это превышение имело место быть пол года назад? Штраф составит 180 000 грн (1000 грн * 180 дней). После такого наглядного примера не стоит объяснять, почему в фокусе внимания украинского бухгалтера находится налоговый аспект. И на вопрос "Сколько денег вы можете хранить в кассе предприятия?" украинский бухгалтер отвечает: "Ноль, чтобы налоговая штрафы не начислила". Однако в бизнесе не все могут обойтись без наличных средств.

Технологии меняются с невероятной скоростью, электронная коммерция набирает глобальных масштабов. Этот мир кардинально отличается от того, который был 20 лет назад. С одной стороны, возможности современных технологий значительно облегчают труд людей, снижают операционные затраты бизнеса, обеспечивают высокую безопасность и современный уровень обслуживания клиентов. С другой стороны, вместе с технологиями меняются и виды мошенничества. И снова государственные бюджеты теряют доходы.

По данным Федерального Министерства финансов Германии, потери от существующих технических возможностей для манипулирования цифровыми данными составляют от 5 до 10 млрд евро в год. Уже с 1 января 2017 года в Германии вступают новые, более жесткие требования к использованию кассовых аппаратов. Все компании, которые по закону обязаны использовать кассовые аппараты, обязаны перейти на новые электронные кассовые аппараты, которые оснащены соответствующей системой защиты цифровых записей от манипуляций. Поскольку в Германии применение кассовых аппаратов является обязательным для всех, это нововведение коснется и каждого мелкого торговца. В качестве пряника предлагается частично списать стоимость кассового аппарата в счет начисленного торгового налога и провести 100% амортизацию вновь приобретенного кассового аппарата.

Что не так в Украине? Кассовые аппараты только для избранных, и штрафы за нарушение лимитов кассы тоже только для избранных. Фискальные органы должны бороться с теневой экономикой и проверять полноту оприходования торговой выручки, вместо этого в фокусе внимания лимит кассы. И в этом мы отличаемся от современного мира. Мы боремся с проблемой, которой не существует, проверяем тех, кто платит налоги, начисляем штрафы там, где нарушений нет. Похоже, пришло время менять не только фокус зрения, а и законодательные нормы.

Читайте также: Простые решения. Какой должна быть налоговая реформа

Когда в прошлом году мы в правительстве предложили ввести кассовые аппараты, мы столкнулись с всплеском фирменного популизма от отдельных депутатов и общественных активистов. Они же организовывали кассовый антимайдан со всеми атрибутами – флагами, гробами и чартерными автобусами.

Сперва говорили, что у предпринимателей нет денег купить кассовый аппарат. Мы (Минфин) предложили частичную компенсацию стоимости кассового аппарата: договорились с компаниями-производителями кассовых аппаратов максимально снизить стоимость такого оборудования, а также предложить рассрочку при покупке кассового аппарата, а с банками – о беспроцентных кредитах на приобретение кассовых аппаратов. Кроме того, торговые сети начали проводить курсы бесплатного обучения предпринимателей, как работать с кассовым аппаратом. Позднее появились какие-то расчеты, в которых рисовались абсолютно необоснованные затраты на обслуживание кассового аппарата.

В результате этих противостояний единственный эффективный метод борьбы с теневой экономикой был заблокирован популистами, которые, попросту, не хотели не только внедрения европейских практик, но и просто контроля за оприходованием всей торговой выручки.

Читайте также: Догнать сильнейших: время радикальных реформ в аудите

Хотим мы того или нет, мы вернемся снова к необходимости введения кассовых аппаратов. Законный бизнес не выдерживает конкуренции с серым бизнесом, который не платит никаких налогов, не создает рабочие места. Государственный и местные бюджеты нуждаются в дополнительных ресурсах для развития социальной инфраструктуры, проведения реформ в сфере образования, здравоохранения. Пересмотр устаревших законодательных требований к кассовой дисциплине, системы применения штрафов, а также стимулирование спроса на кассовые чеки со стороны потребителей посредством проведения кассовых лотерей - позволит объединить всех стейкхолдеров вокруг национальной идеи детенизации экономики страны.

Елена Макеева, советник министра финансов Украины.