Как укрепление доллара повлияет на экономику стран Азии
Развивающиеся страны столкнулись со значительной неопределенностью и серьезными рисками понижения. Одним из основных источников нестабильности является надвигающееся свертывание экспансионистской кредитно-денежной политики Федеральной резервной системы США. Такая перспектива порождает нестабильность на мировых финансовых рынках и угрожает подорвать рост развивающихся стран.
ФРС дала понять, что ее ставка по федеральным фондам будет оставаться на уровне 0% по крайней мере до тех пор, пока безработица будет превышать 6,5%, а инфляционные ожидания будут оставаться хорошо закрепленными. Однако остается неясным, когда и как ФРС начнет ужесточение кредитно-денежной политики. Не вызывает сомнений то, что при вынесении своего решения ФРС не будет рассматривать побочные эффекты ее политики на остальной мир, оставляя политиков и глав центральных банков затронутых стран самостоятельно разбираться с последствиями.
Ужесточение монетарной политики США может усилить глобальную нехватку кредитов, тем самым увеличивая давление на экономические и финансовые системы Азии. Чрезмерная реакция и стадное поведение участников рынка может спровоцировать ситуацию внезапной остановки притока капитала, осложненную острой нехваткой доллара, как это произошло в 1997 и 2008 годах. Тем самым будут созданы затруднения для азиатских банков и корпораций.
Эти риски объясняют, почему простое предложение ФРС двигаться в направлении сокращения покупок долгосрочных активов (так называемое количественное смягчение), сделанное этим летом, послужило причиной стремительного падения валют и цен на активы в развивающихся странах. Они также указали на необходимость для азиатских стран создать более сильные сети финансовой защиты.
Глобальный финансовый кризис 2008 года выявил фундаментальные недостатки в международной валютной системе, когда неспособность обеспечить достаточную ликвидность тяжелым бременем легла на развивающиеся азиатские экономики. С тех пор эти страны предприняли меры по обеспечению стабильности своих финансовых систем от нестабильных внешних шоков, укрепив финансовый надзор и регулирование, а также разработав более эффективные макроэкономические структуры, в том числе лучшее макропруденциальное регулирование и меры контроля над капиталом. Однако их сильная зависимость от международной торговли и потоков капитала означает, что они остаются уязвимыми к серьезным финансовым изменениям в Соединенных Штатах.
Кроме того, со времен азиатского финансового кризиса 1997 года развивающиеся страны региона увеличили свои запасы валютных резервов и теперь обладают немногим больше половины всей валюты мира. Семь из десятки первых резервных экономик мира находятся в Азии. Однако накопление международных резервов, особенно в виде низкодоходных краткосрочных ценных бумаг Казначейства США, является дорогим и неэффективным.
Некоторые страны Азии, особенно Китай, пытаются также интернационализировать свою валюту. Учитывая расширение глобального влияния Китая, перерождение юаня в качестве новой международной валюты неизбежно. Однако для небольших стран процесс интернационализации будет куда сложнее.
В своем стремлении обеспечить достаточную ликвидность, азиатские страны также активно вводят механизмы валютных свопов. С 2008 года Китай подписал 23 двухсторонних обменных соглашения, в том числе и с Южной Кореей. Япония в период глобального кризиса расширила свой аппарат двухсторонних договоров об обмене со своими азиатскими соседями. И десять государств Ассоциации стран Юго-Восточной Азии, а также Китай, Япония и Южная Корея построили региональный резервный пул объемом в $240 млрд., чтобы обеспечивать членам соглашения краткосрочную ликвидность в чрезвычайных ситуациях.
Такие свопы должны помочь азиатским странам справиться с валютными потрясениями, вызванными изменениями в политике ФРС. Однако они остаются непроверенными и, учитывая их относительно небольшие объемы, они не могут успокоить рынки или обеспечить адекватную чрезвычайную поддержку странам, оказавшимся в кризисе, особенно в случае крупномасштабных системных потрясений.
ФРС, де факто являющаяся глобальным кредитором в последней инстанции, может значительно улучшить эффективность сети финансовой безопасности Азии путем создания соглашений по обмену валютой с центральными банками развивающихся стран в ходе процесса разворота своей политики.
В 2008 году ФРС заключила соглашения о свопах с центральными банками десяти развитых стран, в том числе с Еврозоной, Соединенным Королевством, Японией и Швейцарией, а также с четырьмя развивающимися странами (Бразилией, Южной Кореей, Мексикой и Сингапуром). Эти соглашения, срок действия большинства из которых истек в 2010 году, обеспечили реагирование на напряженность на рынках краткосрочных кредитов и улучшили условия ликвидности в период кризиса. Своп центрального банка Южной Кореи в размере $30 млрд. предотвратил, хотя и не полностью, массовое изъятие вона из банков.
Повторное установление договоренностей по обмену между ФРС и развивающимися странами позволит свести к минимуму отрицательные внешние эффекты от предстоящего разворота кредитно-денежной политики. Даже просто заявление ФРС о своей готовности сделать это на длительное время убедит рынки, что развивающиеся экономики будут в состоянии предотвратить кризис ликвидности.
Соглашения о свопах также послужат американским интересам. В конце концов, проблемы в развивающихся странах приводят к дестабилизации всей мировой экономики, что угрожает хрупкому восстановлению стран с развитой экономикой, в том числе и США. И, учитывая рост Китая, очевидно, что в интересах Америки поддерживать баланс экономической мощи Азии.
Критики могут привести в качестве аргумента риск моральной угрозы, порождаемый поддержкой ликвидности. Однако хорошо продуманная основа соглашений, обеспечивающая заключение соглашений о свопах только для высококвалифицированных развивающихся экономик (и только временно) существенно уменьшит этот риск.
В самом деле, некоторые эксперты, например экономист Эдвин Труман, предложили создание институциональной глобальной договоренности по свопам в качестве более эффективного и надежного механизма по предотвращению кризисов. Думаю, эту идею стоит рассмотреть странам G-20. Однако создание такой системы потребует времени. В то же время ФРС также должна взять на себя инициативу по восстановлению соглашений о свопах с развитыми и развивающимися странами.
Ли Чон-Ва,
профессор экономики и директор Азиатского научно-исследовательского института в Корейском университете,
был старшим советником по международным экономическим вопросам экс-президента Южной Кореи Ли Мен Бака
Copyright: Project Syndicate, 2013
Хотите стать колумнистом LIGA.net - пишите нам на почту. Но сначала, пожалуйста, ознакомьтесь с нашими требованиями к колонкам.