Под занавес ушедшего года Верховная Рада таки одобрила многострадальную так называемую налоговую реформу (закон №71-VIII). Кроме того, народные депутаты приняли закон, призванный реформировать государственное социальное страхование и легализировать фонд оплаты труда (№ 77-VIII). Что же в итоге принял парламент? Документы анализирует партнер EY в Украине Владимир Котенко.

Не реформа

Принятые законы не являются чем-то непоправимым. В очередной раз законодатель совершил ряд действий, вызывающих раздражение одних (кого эти самые действия затронут непосредственно), безразличие других (тех, кто надеется отсидеться) и критику разного уровня крепости со всех сторон за поспешность принятия решений.

Надо признать, что, пожалуй, немногие серьезно ожидали материального снижения налогов в 2015 году. К тому же, циркулировавшие уже некоторое время версии законопроектов недвусмысленно давали понять, что такое снижение и не входит в намерения властей, а если некоторые налоги и снизят, то другие налоги непременно повысят. Более того, ожидали серьезных неприятностей в виде универсального внедрения непрямых методов определения НДФЛ, обременения операций с единоналожниками, применения НДС счетов в полном объеме уже с 1 января 2015 года.

Читайте также: Проснулись в другой стране: что меняет налоговая реформа

Многие худшие опасения не оправдались. Но, все же, принятые изменения огорчают. Огорчают отсутствием серьёзных перемен, ощущением топтания на месте, консервацией прежних налоговых правил, которые привели к проблемам, упомянутым в пояснительной записке к законопроекту №1578 (принятому как закон под номером 71): снижению инвестиционной привлекательности страны, увеличению уровня тенизации экономики, снижению конкурентоспособности украинских товаров, сокращению бюджетных поступлений.

Налог на прибыль

Это, пожалуй, одно из немногих нейтрально-позитивных изменений в пакете принятых законов.

Большинство анонсированных позитивных изменений "выжили".

При этом наиболее критикованные нормы в закон не попали, в том числе норма об ограничении работы с единоналожниками, а также норма о 15% налога на доходы нерезидентов при выплате процентов в связи с выпуском еврооблигаций.

Принятые налоговые изменения огорчают отсутствием серьёзных перемен, ощущением топтания на месте, консервацией прежних налоговых правил

Как было обещано правительством, начисленный и уплаченный налог на нежилую недвижимость может уменьшать налог на прибыль, подлежащий уплате.

Есть ряд норм, которые уже сейчас явно требуют официальных разъяснений или изменений (в частности, налогообложение дивидендов, в том числе порядок применения авансового взноса по налогу на прибыль при распределении дивидендов в 2015-2016 годах).

Понимая масштабность перетасовывания правил, законодатель освободил плательщиков от санкций за нарушения по налогу на прибыль по итогам 2015 года.

Осталось привыкнуть к новым правилам.

НДФЛ – разочарование

Дело даже не в повышении ставок до 20% или в налогообложении пенсий свыше трех размеров минимальной заработной платы. Как справедливо подмечено в пояснительной записке к законопроекту, изменения затронут всего лишь 1,3% плательщиков и 3,3% пенсионеров соответственно.

Читайте также: Выйти из сумрака: победит ли Кабмин Яценюка зарплаты в конвертах

Подходы к взиманию НДФЛ требуют серьезного пересмотра.

Давно следует пересмотреть необлагаемый налогом минимум доходов.

Требует расширения перечень вычетов/налогового кредита.

Следует, как минимум, проанализировать и обсудить переход к налогообложению домохозяйств.

Возможно, пора избавиться от раздражающих норм о налогообложении дохода от отчуждения имущества, заменив их налогообложением прибыли от таких операций.

Законодатель не поддержал универсального внедрения непрямых методов определения НДФЛ с 1 января 2015 года. Однако то, что этот механизм не используется для привлечения к уплате налогов тех, кто явно уклоняется от этой обязанности (коррупционеров всех мастей и прочих получателей теневых доходов), лишь усиливает разочарование от закона.

Более того, закон требует от Кабинета Министров до 1 марта 2015 года подать новый законопроект о непрямых методах, применимых ко всем гражданам, а не к упомянутым группам риска.

НДС

Решение одного из основных вопросов (быть или не быть НДС счетам) переносится на лето 2015 года, когда станут понятны результаты тестирования системы электронного администрирования.

Как водится, впопыхах принятые изменения создали ряд вопросов (например, с какого момента регистрировать мелкие налоговые накладные, и ряд других).

В очередной раз законодатель совершил ряд действий, вызывающих раздражение одних, безразличие других и критику со всех сторон за поспешность принятия решений

Следует обратить внимание, что многие изменения, не связанные с электронным администрированием, но весьма значимые для плательщиков, действуют уже с 1 января 2015 года.

Налог на недвижимое имущество

Измененный налог на имущество имеет все шансы стать одной из причин социальной напряженности.

Несмотря на введение необлагаемых квадратных метров (60, 120 и 180 соответственно для собственников квартир, домов и счастливых обладателей того и другого одновременно), ограничение ставки по некоторым видам имущества на 2015 год, а также на частичную возможность зачета этого налога против налога на прибыль предприятий, именно для многих малоимущих граждан этот налог может оказаться весьма раздражающим.

Разумность поведения местных советов, которые должны будут предоставлять льготы по этому налогу, достоверность знаний местных советов относительно ситуации в их территориальных общинах, смогут уменьшить заложенный в этом налоге протестный потенциал.

Идеология этого налога не была продумана основательно. Налог – явный кандидат на внесение в него изменений, причем такие изменения следует согласовывать с изменениями в НДФЛ.

ЕСВ

Закон №77, призванный реформировать государственное социальное страхование и легализовать фонд оплаты труда, - сплошное разочарование. В части механизма снижения ставок ЕСВ он хуже, чем в первоначальной редакции, предложенной правительством. Нормы выглядят непривлекательно даже для тех, у кого вдруг проснется совесть и возникнет желание начать уплачивать ЕСВ. Предельный коэффициент, понижающий ставки ЕСВ в 2015, – 0,4 (для тех, кто соблюдет ряд условий), с 2016 – 0,6 (для всех).

Читайте также: Как свести на нет налоговую реформу

Вряд ли в 2015 году предложенный механизм будет пользоваться широким спросом среди уклонистов, на которых он, как предполагается, и был рассчитан.

Это неприкрытая попытка дискриминировать в 2015 году добросовестных плательщиков, уплачивавших немалые налоги в полном объеме. Так, одним из условий применения понижающего коэффициента предприятиями и физическими лицами-предпринимателями является повышение средней заработной платы по предприятию минимум на 30%. Попытку дискриминации можно считать удавшейся.

Делать реформу сверху

В условиях ослабления экономической активности (меньше покупают, меньше продают, меньше средств на потребление) любые несовершенства налогов (как, впрочем, и сами налоги) воспринимаются гораздо болезненнее, чем в сытые времена.

А украинская налоговая система, спору нет, несовершенна.

Закон №77, призванный реформировать государственное социальное страхование и легализовать фонд оплаты труда, - сплошное разочарование

Какие изменения могут дать это самое ощущение позитивных перемен? И могут ли эти позитивные ощущения возникнуть прямо в процессе проведения изменений или немедленно после таковых?

Очевидно, изменения должны быть направлены на устранение тех правил, которые воспринимаются как явно несправедливые или нелогичные (пример – нынешние нормы относительно НДФЛ и ЕСВ).

Раскрытие фискального потенциала тех налогов, к которым общество уже привыкло, – следующее направление. Пресечь массовое уклонение от непрямых налогов (в первую очередь НДС) – означает решить значительную часть проблемы налоговых поступлений. Внедрить приемлемые зарплатные налоги – означает детенизировать экономику и улучшить мораль налогоплательщиков.

Предложить налоговые механизмы, которые в глазах значительной части общества обеспечивали бы социальную справедливость – означает повысить готовность общества с большим пониманием относиться к правильным, но неприятным мерам, которые неизбежны в ходе проведения реформ. Дополнительное налогообложение дорогостоящего имущества, применение непрямых методов определения налоговых обязательств к отдельным категориям граждан – возможный вариант.

Наконец, обеспечение неотвратимости наказания за нарушения закона – это способ вызвать уважение к разумным налоговым правилам и обеспечить их добровольное соблюдение.

Как бы то ни было, реформа непременно произойдет. Хорошо бы это случилось через применение механизмов парламентской, а не какой-нибудь альтернативной, демократии.

Владимир Котенко, партнер EY в Украине

Читайте также: Налоги и сборы: что нового в законодательстве 2015 года