О пользе трансфертного самовоспитания
Разговоры об ужесточении контроля над механизмами перемещения прибыли в украинском налоговом ведомстве ведутся давно и с завидным постоянством. Вряд ли стоит говорить, что украинские налоговики особо следят за мировыми трендами или координируют свою деятельность с той же Организацией экономического сотрудничества и развития, например, в свете недавно опубликованного Отчета об искажении базы налогообложения и перемещении прибыли в государствах-членах. Причина банальна – наполнение бюджета.
Незадолго до принятия в Украине так называемого закона о трансфертном ценообразовании, когда проект перестал быть тайной и был, наконец, представлен бизнесу, выяснилось, что мы далеко не впервые идем по своему собственному пути. Можно не вспоминать опыт США, Голландии или хотя бы Казахстана, где система трансфертного ценообразования действует давно. Хотя внедрялась эта система не сразу – достаточно вспомнить законодательство северного соседа, которое, принятое в 2011 году, успели чуть ли не наполовину переписать с учетом замечаний и выявленных практических ляпов. А первая отчетность все еще планируется на ноябрь сего года, да и будет ли подаваться –непонятно.
Несмотря на очевидную сложность предмета, в проекте было заложено две противоположные и одинаково неоднозначные нормы. Во-первых, закон начинает действовать с сентября текущего года, что противоречит не только принципам налогового законодательства относительно введения изменений в действие не ранее следующего отчетного периода, но и самой сути отчетности. Ведь сентябрь – не конец квартала и не отчетный месяц в разрезе многих налогов. Во-вторых, контроль за ценами распространяется на операции, превышающие взятый с потолка ценз в 50 млн. грн. в год с одним контрагентом (как в международной торговле, так и внутри Украины, что является нонсенсом).
Хотите стать колумнистом LIGA.net - пишите нам на почту. Но сначала, пожалуйста, ознакомьтесь с нашими требованиями к колонкам.