В дополнение ко всем своим многочисленным проблемам Украина вступила в решающий спор с кредиторами. Инвесторы, владеющие высокодоходными облигациями, многие из которых были куплены с большим дисконтом в прошлом году после аннексии Крыма Россией, требуют выплат в полном объеме. Правительство Украины, со своей стороны, утверждает, что финансовые трудности страны, в частности, влияние военного конфликта на экономику и падение курса гривни, сделали ее долговое бремя непосильным.

Результат этого спора может определить будущее Украины, а также исход военного противостояния с Россией. Недавние события направили страну на путь, который до самого последнего времени было трудно себе даже представить. Впервые в постсоветской истории Украины у страны есть правительство, которые хочет и может провести реальные реформы. Впрочем, успехи Украины пока крайне хрупки. Без облегчения в той или ином форме долговой нагрузки их легко можно потерять.

Результат спора с кредиторами может определить будущее Украины, а также исход военного противостояния с Россией

Чуть больше года назад у Украины не было ни избранного президента, ни репрезентативного, работоспособного парламента. Политический ландшафт был глубоко фрагментирован. Гражданское общество зарядилось энергией революционного Майдана, свергнувшего бывшего президента Виктора Януковича, но пребывало в хаотичном состоянии. Дебаты относительно соглашения об ассоциации с Европейским союзом, а также поддерживаемый Россией мятеж на востоке, разожгли рознь по поводу различий, которые раньше играли минимальную роль в жизни людей.

Однако после прошедших в октябре парламентских выборов Украина, наконец, взяла себя в руки. Интервенция России в некоторой степени ей самой аукнулась, усилив поддержку ориентации на Европу. Восточная Украина могла голосовать иначе, чем остальная страна, но подавляющее большинство избирателей высказались в пользу Европы. Избиратели также сказали "нет" наиболее опасным формам национализма, отправив правые экстремистские партии в число маргиналов.

По итогам выборов была сформирована правительственная коалиция из пяти партий. Несмотря на очевидную хрупкость, она на удивление хорошо держится. Хотя отдельные члены коалиции демонстрируют тревожные популистские наклонности, анализ итогов голосования в парламенте показывает, что до сих пор коалиции удавалось договариваться даже по очень трудным вопросам. Например, правительство повысило тарифы на газ на 450% (с абсурдно низких уровней). Разногласия оказались сравнительно умеренными.

Благодаря этому, в ключевых учреждениях Украины начались фундаментальные перемены. Центральный банк, который раньше был карманным банком олигархов страны, поставлявшим им инсайдерскую информацию о курсах валют и ликвидности в обмен на взятки, поставлен под начало человека, преданного делу реформ и окруженного всё более профессиональной командой. Топливная монополия Нафтогаз, ранее представлявшая собой помойку из незаконных сделок, за год смогла достичь невозможного: сделала Украину практически независимой от прямых поставок газа из России, по крайней мере, на год.

Вероятно, самым важным достижением Украины является создание Национального совета реформ. Первоначально основанный для межведомственной координации реформ и контроля за их реализацией, совет превратился в важную площадку для дискуссий и обеспечения слаженной работы разных ветвей исполнительной власти. Последнее особенно важно из-за конституционной неопределенности, вызванной возвратом к парламентской системе, и из-за непростых отношений президента Петра Порошенко с премьер-министром Арсением Яценюком. Встречи проходят раз в три недели, на них присутствуют президент, премьер-министр, все члены кабинета, это позволяет обсудить и урегулировать возникающие разногласия.

Между заседаниями совета подготовке и проведению ключевых реформ ведомствами помогает специальный Проектный офис по разработке и внедрению реформ. Благодаря поддержке Европейского банка реконструкции и развития, а также международного фонда "Возрождение" (финансируемого Джорджем Соросом) и двусторонней финансовой помощи, в частности, правительства Швеции, Проектный офис смог нанять персонал с зарплатой на рыночном уровне, что способствует росту качества государственного управления.

Кроме того, правительство Украины пользуется опытом лидеров бизнеса. Заместитель главы президентской администрации Дмитрий Шимкив, занимавшийся Национальным советом реформ, был ранее гендиректором Microsoft Ukraine. Министр финансов Наталья Яресько и министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус работали инвестиционными банкирами (и ни один из них не был гражданином Украины, когда они вошли в состав правительства). Министр инфраструктуры Андрей Пивоварский, также бывший инвестбанкир, ранее являлся гендиректором Континиума, одной из крупнейшей холдинговых компаний страны. Каждый из них сыграл важную роль в продвижении повестки реформ, получая при этмо зарплату на несколько порядков меньше, чем они зарабатывали раньше. Некоторые чиновники даже наняли сотрудников за собственные деньги.

Амбициозная программа министров КМУ и президентской администрации находится под пристальным надзором энергичного гражданского общества. Как заметил Сорос, в Украине, по всей видимости, сейчас самое активное гражданское общество Европы. Одним из самых интересных начинаний в стране стал VoxUkraine – платформа для блогов, созданная двумя украинскими профессорами экономики, живущими в США, – Юрием Городниченко и Тимофеем Миловановым. Они выступают за принятие решений в современном, аргументированном стиле и постоянно находят новые, конструктивные способы поспорить с правительством и его взглядами.

Свою роль должны сыграть частные кредиторы Украины, признав тяжесть экономической и политической ситуации в стране, и согласившись на сокращение размера долга по облигациям

Тем не менее, несмотря на все эти достижения, обстоятельства по-прежнему складываются против страны. Правительство ведет, по меньшей мере, две войны одновременно – борется с глубоко укоренившейся олигархией и пытается защититься от враждебного восточного соседа. Еще с одной проблемой – резко падающей экономикой – оно уже не справится.

Ставки не могут быть выше. Впервые с момента обретения независимости в 1992 году у Украины появился четкое понимание направления движения, а также правительство, способное проводить реформы. Уже есть признаки ослабления власти олигархов, частично вызванного внутренними конфликтами между ними. ЕС и США помогают стране разрешить её конфликт с Россией. Теперь свою роль должны сыграть частные кредиторы Украины, признав тяжесть экономической и политической ситуации в стране, и согласившись на сокращение размера долга по облигациям. Ни экономика Украины, ни ее политическая системы не выдержат, если они поступят иначе.

Эрик Берглоф – профессор и директор Института глобальных отношений при Лондонской школе экономики, бывший главный экономист ЕБРР.

Copyright Project Syndicate, 2015