График погашения Украиной суверенных долговых обязательств в ближайшее время достаточно плотный. Тем не менее, Украина сможет и будет своевременно обслуживать свой долг.

Проблема внешнего долга – это проблема ликвидности, а не платежеспособности. На конец 2013 года государственный долг Украины составил 40% ВВП, и, по нашим оценкам, увеличится до 52% в 2014 году из-за мягкой фискальной политики и резкого обесценивания гривни. Ослабление национальной валюты с 8,0 грн./долл. до 10,6 грн./долл. (наш прогноз курса на конец года) увеличивает это соотношение на 8 процентных пунктов, поскольку номинальный ВВП в валютном эквиваленте снижается, в то время как 60% государственного долга Украины номинировано в иностранной валюте. Но даже такой уровень долга приемлем в случае, если Украина сможет быстро получить рефинансирование на гибких условиях. Нагрузка по обслуживанию суверенного долга резко снижается с 2016 года.

Пакет международной финансовой помощи для Украины беспрецедентно большой. Практически не остается сомнений, что Украина получит существенную финансовую поддержку от международных финансовых организаций (МФО) и других стран. МВФ как крупнейший кредитор готов предоставить Украине $14-18 млрд. в течение двух лет. Еще около $5 млрд. будут предоставлены другими кредиторами в качестве прямой бюджетной поддержки. Это позволит в полной мере рефинансировать текущую задолженность более дешевыми долгосрочными займами от лояльных кредиторов.

Любая реструктуризация суверенного долга приведет к длительной паузе в работе с МФО, не оставляя Украине ни единого шанса привлечь деньги в этом году

Отказ от реструктуризации долга, вероятно, является предусловием получения кредитов от МФО. Мы твердо убеждены, что отказ от реструктуризации суверенного долга является одним из ключевых условий получения финансовой помощи от международных финансовых организаций. Хоть этот принцип и не может быть технически прописан в документах, он остается критически важной (неформальной) составляющей договоренностей. Любая реструктуризация суверенного долга приведет к длительной паузе в работе с МФО, не оставляя Украине ни единого шанса привлечь деньги в этом году.

Реструктуризация суверенного долга будет крайне губительна и для корпоративного сектора, который остро нуждается в привлечении капитала за рубежом. Частные компании ищут пути рефинансирования валютных долгов. Многие вынуждены будут объявить дефолт, если внешние рынки останутся закрытыми до конца года. Это значительно ухудшит и без того сложную ситуацию в экономике.

Практически не остается сомнений, что Украина получит существенную финансовую поддержку от международных финансовых организаций и стран-партнеров

Структура суверенного валютного долга оставляет мало возможностей для реструктуризации в текущем году. Из $5,4 млрд. долга с погашением до конца года около 33% составляют кредиты МВФ. На валютные ОВГЗ приходится 19% долга. Мы считаем, что ОВГЗ ни при каких условиях не будут реструктуризированы, поскольку это может значительно усугубить ситуацию в банковском секторе. Таким образом, Украина теоретически может реструктуризировать лишь суверенные облигации на сумму $1 млрд. и еврооблигации Нафтогаза на сумму $1,6 млрд. В целом, эти $2,6 млрд. составляют лишь 11-13% от суммы финансовой помощи Украине. Реструктуризация этой суммы существенно не облегчит график обслуживания долга, но приведет к значительным негативным побочным эффектам для Украины.

Снижение резервов НБУ прекратилось. В течение последних двух месяцев НБУ полностью воздерживался от интервенций на межбанковском валютном рынке, чтобы остановить неконтролируемое снижение резервов. Такой подход НБУ, очевидно, не является оптимальным для валютного рынка. Но стабильность резервов Нацбанка – безусловно, хорошая новость для кредиторов Украины.

Виталий Ваврищук,
руководитель аналитического департамента инвесткомпании SP Advisors