Нужно ли менять налоговое законодательство? На этот вопрос в правительстве предложили ответить бизнесу, предоставив для ознакомления Концепцию реформирования налоговой системы. Однако, уже сейчас можно сказать, что инициатива Кабинета министров может не найти поддержки у налогоплательщиков. По задумке разработчиков, реформа налоговой системы займет два года. Ее результатом в 2016 году станет новый Налоговый кодекс (НК).

Вектор на сближение

Концепция предполагает изменения по нескольким основным направлениям.

В частности, новое налоговое законодательство будет нацелено на сокращение количества обязательных проверок. Согласно документу, плательщик сможет самостоятельно определять способ, с помощью которого таковая будет проведена. Также в правительстве задумались и об эффективном диалоге фискального органа с плательщиками – "дружеские" отношения собираются налаживать, предусмотрев в новом НК норму об ответственности сотрудников налоговой за нарушения в отношении плательщиков. В частности, за безосновательное непринятие деклараций, несвоевременное возмещение НДС, не предоставление налоговых консультаций и отсутствие ответов на запросы налогоплательщиков.

Несмотря на критику предыдущего руководства страны, новый состав Кабмина решил не отказываться от нескольких идей предшественников. Во-первых, речь идет об унификации бухгалтерского и налогового учета и использовании единого метода учета доходов и расходов, налоговых обязательств и налогового кредита. Во-вторых, о сокращении перечня налогов и сборов. По словам премьер-министра Арсения Яценюка, общее количество таковых в Украине не должно превышать восьми. В этом вопросе разработчики опираются на примеры развитых европейских стран, где количество налогов и сборов не превышает десяти позиций.

В существующих реалиях проблема состоит не столько в ставках налогов и их количестве, сколько в качестве администрирования платежей, количестве отчетных документов и завышенных плановых показателях поступлений в бюджет

Впрочем, вряд ли сокращение перечня налогов поспособствует доверительным отношениям бизнеса и фискального органа. Дело в том, что компенсатором ликвидированных платежей может стать расширение базы налогообложения для физлиц (что может ухудшить потребительские настроения) и минимизация налоговых льгот.

Согласно концепции бизнес сможет рассчитывать на налоговую "скидку" только в случае, если государство сочтет его деятельность приоритетной в социально-экономическом плане. Правительство делает ставку на отрасли, которые нацелены на инновации, энергосбережение и повышение энергоэффективности.

Но как быть остальным? Например, аграриям. В целом отмена льгот соответствует рекомендациям Международного валютного фонда. К слову, последний опять выступил с предложением для Украины об упразднении льготы для аграриев по уплате налога на добавленную стоимость и переводе этого сектора экономики на обычный режим уплаты НДС. По подсчетам аграриев, если решение об отмене льгот для сельхозпроизводителей будет принято, отрасль может потерять порядка 19 млрд грн.

Актуальность реформы через два года

В европейских странах, на опыт которых все чаще опирается Кабмин, к примеру, налоговые льготы предоставляются тому бизнесу, который развивается пассивно или не выходит на себестоимость продукции. Таким отраслям государство создает дополнительные стимулы и условия для комфортной деятельности. Естественно, предоставление льгот в развитых странах сопровождается жестким контролем и имеет четкое направление. В Великобритании, к примеру, используется налоговая скидка для новых инвестиций. В США правительство предоставляет налоговые льготы и кредиты компаниям, работающим в сфере развития науки и техники. Соседняя Польша также может быть примером. Там, в регионах с высоким уровнем безработицы действуют специальные экономические зоны. В таких зонах инвесторы могут получить возможность не платить налог на прибыль в течение 10 лет.

Планы правительства противоречат логике сотрудничества с Европейским союзом, поскольку введение дифференциальной ставки НДС не соответствует законодательству европейских государств

В Украине же льготы, как правило, предоставляются в ручном режиме, и предугадать, останутся ли через два года в приоритете те отрасли, которые сейчас прописаны в концепции, проблематично. Как и остальные, более конкретные изменения, обсуждаемые в чиновничьей среде. В частности, речь идет об изменении НДС и снижении ставки налога на прибыль. Так, на стадии обсуждения - внедрение дифференциальной ставки НДС. Налогоплательщикам могут предложить платить 7% при расчетах между плательщиками налога и до 17% на операции между неплательщиками.

Однако планы правительства противоречат логике сотрудничества с Европейским союзом, поскольку введение дифференциальной ставки НДС не соответствует законодательству европейских государств. А это автоматически приведет к тому, что уже через несколько лет после принятия нового НК налоговое законодательство Украины снова подвергнется изменениям.

Что же касается ставки налога на прибыль, то в Кабмине намерены пойти на ее снижение с существующих 18% до 10%. При этом может быть введен налог на основной капитал в размере 1% от объекта налогообложения. Повлияет ли снижение ставок на приток инвестиций в страну, предугадать сложно. Ведь существующие ставки этих налогов в Украине и так меньше, чем в некоторых европейских странах. Впрочем, разработчики документа и сами признают, что сегодня фискальная система Украины не обеспечивает сбалансированной с реальными возможностями экономики налоговой нагрузки на предпринимателей.

Цифры говорят сами за себя. Так, объем теневой экономики в Украине составляет от 28 до 52%. Сократить эти показатели можно, в частности, за счет уменьшения нагрузки на зарплатный фонд, снизив, к примеру, ставку единого социального взноса (ЕСВ). Сейчас она устанавливается в зависимости от класса профессионального риска - от 36,76 % до 49,7%. Снижение ЕСВ поможет вывести из тени, в первую очередь, малый и средний бизнес.

На уровне правительственных чиновников в рамках предложенной налоговой реформы обсуждается понижение ставки ЕСВ до 18%. Однако, как и ранее, возникает вопрос: чем перекрыть потери от снижения налога в два раза и более. Предыдущее руководство страны также намеревалось ослабить нагрузку на зарплатный фонд с помощью снижения ЕСВ. В качестве компенсатора Министерство доходов и сборов озвучивало необходимость внедрения всеобщего обязательного декларирования. Но эта программа до сих пор находится на стадии разработки.

Для бизнеса прозрачность начислений и простота администрирования налогов важнее всего

Учитывая вышеизложенное, целесообразность проведения такой налоговой реформы по-прежнему остается под вопросом. В существующих реалиях проблема состоит не столько в ставках налогов и их количестве, сколько в качестве администрирования платежей, количестве отчетных документов и завышенных плановых показателях поступлений в бюджет. Именно это влечет за собой коррупцию со стороны налоговых органов и все большее желание уйти в "тень" со стороны бизнеса. Для последних прозрачность начислений и простота администрирования налогов важнее всего.

Первые ласточки

Помимо концепции налоговой реформы Кабмин уже пытается вносить точечные изменения в НК. Ряд изменений уже отображены в законопроектах о внесении изменений в Налоговый кодекс. Планируется новый вид налога – налог на доходы от капитала. К таким относятся дивиденды, проценты, роялти, инвестиционная прибыль. Вводится налог для банков на сумму процентов, начисленных в пользу физических лиц по вкладам, - банки и кредитные союзы должны будут платить по основной ставке налога на прибыль в размере 18%. Также у инвестиционных фондов заберут налоговую льготу. Правительство собирается взимать с них налог на прибыль по такой же стандартной ставке 18%.

Такие нормы, по мнению разработчиков, должны увеличить доходную часть государственного бюджета. Но не исключено, что подобные новшества заставят кредитные учреждения увеличить ставки по кредитам и снизить ставки по депозитам, а инвесторов - остановить текущие и новые проекты. Это грозит сворачиванием инвестиционной деятельности, которая так необходима украинской экономике.

Наталья Ульянова,
директор департамента международного налогового планирования
ЮФ ICF Legal Service