Сегодня, когда в Украине вновь началось обсуждение возможной налоговой реформы, которая носила бы (впервые за долгие годы) не только фискальный, но и стимулирующий характер, взгляды многих экспертов обратились к Грузии.

Налоговая реформа, проведенная в этой стране, отличалась радикализмом и простотой. Некоторые "правила игры" были упрощены до предела, что серьезно облегчило жизнь и налогоплательщикам, и фискальным органам. И сейчас, наверное, многим интересно – стоит ли переносить грузинский опыт на украинскую почву.

Начнем с налогообложения физических лиц. В результате реформы в Грузии была введена единая ставка налога в 20%. Планировалось дальнейшее снижение до 15%, однако, как мы понимаем, в ближайшее время ожидать его не стоит. Впрочем, действующая ставка - не выше, чем во многих других странах бывшего соцлагеря и СССР (Беларусь – 12%, Словения – 20%, Сербия – 15%, Словакия – 25%, Черногория – 9%, Литва – 15%, Казахстан – 10%, Венгрия – 16%, Украина – 17%).

Казалось бы, отличия от Украины невелики. На самом деле, не так. Дело в том, что в Грузии с 2008 года полностью отменен социальный налог. Теперь так называемый социальный фонд является частью государственного бюджета страны, и когда работодатель выплачивает работнику заработную плату, она налогооблагается только по ставке 20% (возможно снижение с учетом применения "необлагаемого минимума").

Результатом стала практически полная легализация доходов населения. "Зарплаты в конвертах", по словам наших грузинских коллег, уходят в прошлое, что для Украины является пока что недостижимой мечтой.

Налоговая реформа, проведенная в Грузии, отличалась радикализмом и крайней простотой

Имеет ли смысл скопировать данный подход? Разумеется, только по итогам тщательного анализа поступлений в ПФ и социальные фонды можно будет определиться с тем, какой должна быть ставка подоходного налога, чтобы компенсировать потери от прекращения "социальных" поборов.

Разумеется, речь не должна идти о том, чтобы налог по ставке 20% применялся ко всем плательщикам. С одной стороны, на сегодня закон предусматривает крайне широкий перечень льготируемых доходов, с другой – необходимо будет установить систему налогообложения, которая играла бы стимулирующую роль. В первую очередь, для бизнеса.

И здесь опять может прийти на помощь грузинский опыт. Очень удачной выглядит идея выделения в отдельную категорию "микробизнеса" (труд самозанятого физического лица без использования наемных работников) и "малого бизнеса" (критерий – доход, не превышающий определенной суммы по итогам года). Микробизнес налогов не платит вообще – думаю, что так можно и нужно сделать и нам.

Точно так же важно подумать и об интересах обеспеченной части социума – тех, кто получает дивиденды от бизнеса. Я постоянно озвучиваю свою позицию: попытка ввести налог на дивиденды для физических лиц по ставке 25% - безумие. С учетом того, что дивиденды приходят к собственнику от бизнеса, который уже уплатил налоги, второй этап налогообложения полностью отбивает охоту к легализации прибыли. А, значит, стимулирует желание "вымывать" ее из бизнеса через подставные структуры.

Попытка ввести налог на дивиденды для физических лиц по ставке 25% - безумие

Наиболее практичным вариантом было бы введение налога на дивиденды по ставке 10%. В то же время, если физическое лицо аккумулирует прибыли на своих предприятиях и не получает дивиденды на протяжении, к примеру, трех лет, такую сумму можно обложить налогом по ставке 20%. С возвратом чрезмерно уплаченной суммы в случае, если дивиденды все-таки поступят к акционеру.

Также важно добиться того, чтобы в Украине был легализован доход, получаемый нашими гражданами из-за рубежа. Кроме дивидендов, о которых мы уже говорили, доходы из зарубежных источников могут включать в себя: роялти за право пользования объектами прав интеллектуальной собственности, заработную плату, гонорары, оплату стоимости работ или услуг, а также прибыль от институтов инвестирования (фонды, трасты, учреждения).

На сегодня, с учетом тенденции бегства капиталов и миграции наших обеспеченных сограждан из страны, очень важно добиться диаметрально противоположного эффекта – притока денег от физических лиц в страну. Поэтому было бы разумно установить для доходов с источником из-за рубежа льготную ставку в сравнении с "зарплатной" - к примеру, 10%-15% вместо 20%.

При этом налоговая льгота должна быть подкреплена другими реформами – в частности, в сфере валютного регулирования. Нужно отменить все ограничения на инвестирование за рубеж – иначе никто не вернет средства в страну, откуда впоследствии их нельзя будет вывести.

Андрей Серветник,
партнер налогово-юридического департамента Делойт