В то время как многие развитые страны продолжают переживать последствия низкого роста ВВП и увеличивающейся безработицы, центральные банки этих государств обратились к весьма нетрадиционным мерам валютного регулирования. Список данных мер напоминает, скорее, набор букв: ПНПС ‑ политика нулевых процентных ставок; КС - количественное смягчение (или покупка государственных облигаций с целью снизить ставки по долгосрочным кредитам, при этом доходность по краткосрочным стремится к нулю); СУК - смягчение условий кредитования (или покупка частных активов с целью снижения стоимости частного капитала); ДР - дальновидное руководство (поддержание КС или ПНПС, скажем, до момента, пока уровень безработицы не остановится на определенном уровне). Некоторые государства пошли еще дальше и предлагают прибегнуть к ПМПС - политике минусовых процентных ставок.

И, несмотря на все усилия, экономика упорно стоит на месте, а уровень безработицы крайне высок. Причиной тому частично является то, что увеличение денежной массы в результате КС не привело к росту потребительского кредитования или инвестиций. Вместо этого банки сложили появившуюся валюту в закрома, изъяв ее из оборота. Система кредитования находится в кризисном состоянии, поскольку банки с недостаточным объемом капитала отказываются от рискованных кредитных операций, а медленный рост ВВП и высокий уровень задолженности населения не способствуют росту потребности в кредитовании.

Увеличение денежной массы в результате количественного смягчения не привело к росту потребительского кредитования или инвестиций. Вместо этого банки сложили появившуюся валюту в закрома, изъяв ее из оборота

В результате весь избыток ликвидности перетекает в финансовый, а не в реальный сектор экономики. Политика околонулевых процентных ставок способствует так называемым операциям "кэрри-трейд" ‑ вложению предназначенных для кредитования средств в более рискованные высокодоходные сделки, например по долгосрочным государственным или частным облигациям, акциям, товарам потребления или валютам. Как результат, имеем финансовый рынок, больше напоминающий игристое вино, пузырьки которого в конечном итоге могут превратиться в финансовые пузыри.

Разблокируйте чтобы читать дальше
Чтобы прочитать этот текст, пожалуйста, оформите подписку