В чем риски кремлевской финансовой поддержки
Принято считать, что московские договоренности дали определенную передышку экономике Украины. Без сомнения, долгосрочные перспективы таких соглашений несут в себе колоссальные проблемы. Но на 2014 год многие выдохнули с облегчением, поскольку нарисовалась хоть какая-то, пусть и временная, но перспектива.
Но радость "промышленников" длилась недолго. Новые детали договора с Россией показали, что на самом деле договоренность очень непрозрачная, а поэтому об определённости и прекрасных перспективах экономики пока говорить слишком рано.
Первый нюанс договора, который начал сильно смущать – это возможность пересмотра цен на газ ежеквартально и, собственно, отсутствие документально подтвержденного договора. То есть газ может поставляться со скидкой, но эту скидку нужно будет ежеквартально выпрашивать. А что если в очередной раз выпросить не удастся или цена скидки окажется несоразмерной? Вернемся в объятия ЕС? Или объявим дефолт?
Второй момент касается предоставления кредита на $15 млрд. - Владимир Путин обещал выделить все средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Но по какой-то причине законодательно утверждается лимит на высокорисковые бумаги на уровне 10% от ФНБ, что фактически означает кредитование Украины в объёме не выше $9 млрд. Почему забыли о еще $6 млрд. – остается загадкой.
В принципе, есть повод для оптимизма, с учетом оперативного предоставления первого транша на $3 млрд. Но и здесь есть небольшая загвоздка. Украина уже к ноябрю задолжала Газпрому свыше $2 млрд., а на днях оказалось, что синдицированный кредит на $750 млн., полученный в сентябре, предстоит к оплате 27 декабря сего года. В сумме получается, что Москва дала кредит только для того, чтобы Украина вернула эти деньги Кремлю по старым долгам. В сухом остатке, такая операция просто переводит неликвидный торговый кредит и двусторонний коммерческий кредит на уровень еврооблигаций (а по ним и дефолтом можно шантажировать, да и продать можно каким-нибудь иностранцам). "Живых" денег в этот заход Украина не получит.
Но самое интересное с российскими скидками и деньгами – это способность северного соседа "потянуть" такую братскую помощь. $15 млрд. в российских масштабах – деньги не критичные. Но проблема в том, что сама российская экономика находится не в самом лучшем состоянии. Уже какой год подряд значительный торговый профицит "компенсируется" масштабным оттоком капитала. А экономический рост за три квартала текущего года замедлился до 1,2%, что уже приравнивается к стагнации. И, что самое печальное, даже на официальном уровне признали, что потенциальных точек роста не видно. Может случиться так, что России скоро самой придется обращаться за стабилизационными кредитами. И тут уж будет не до субсидий Украине.
Если свести все нюансы московских договоренностей в одну картинку, то напрашивается вывод, что небывалая щедрость Владимира Путина имеет сильную эмоциональную окраску и была продиктована опасениями российского президента относительно возможности победы Евромайдана (что явно противоречит планам хозяина Кремля). Однако грандиозное финансовое обещание ни в коем случае нельзя рассматривать как незыблемую гарантию, особенно с учетом собственных экономических трудностей России и значительных политических рисков в Украине. Скорее всего, мы имеем дело со своеобразным "институциональным кредитом" а-ля МВФ, когда за каждый последующий транш нужно будет выполнять определенные условия. Какие условия – к сожалению, не известно. Но настораживает, что еще ни одна "институциональная" программа в Украине не была доведена до конца.
Дмитрий Боярчук, исполнительный директор
центра социально-экономических исследований Case Украина
Хотите стать колумнистом LIGA.net - пишите нам на почту. Но сначала, пожалуйста, ознакомьтесь с нашими требованиями к колонкам.