В ожидании следующего испытания для МВФ
В октябре этого года председатели центральных банков, политики, руководители частных компаний, ученые и представители организаций гражданского общества соберутся в Вашингтоне на ежегодное совместное совещание Международного валютного фонда и Всемирного банка реконструкции и развития. Среди наиболее важных результатов этого года будет вывод Совета управляющих МВФ о том, как следует решать текущие международные валютные вопросы.
Глобальные экономические условия по-прежнему являются непрочными: нет признаков здорового роста ВВП в еврозоне, восстановление в США идет слабо, страны-экспортеры сырья, такие как Австралия, страдают от снижения спроса со стороны Китая, а в развивающихся странах уже третий год наблюдается замедление экономического роста. В таких неопределенных условиях даже небольшие изменения денежно-кредитной политики развитых стран могут дестабилизировать экономику развивающихся стран.
Например, одно только заявление Федеральной резервной системы США в мае этого года о том, что она будет "сужать" свои покупки долгосрочных активов, привело к снижению стоимости валюты развивающихся стран. А поскольку ФРС рассматривает вариант полной отмены своей политики количественного смягчения (QE) и повышения процентных ставок в течение следующего года, глобальные рынки ждут большие потрясения.
Миру нужны стратегии по смягчению данной надвигающейся неустойчивости. МВФ, задачей которого является поддержание стабильности платежного баланса во всем мире, должен быть тем учреждением, которое разработает такие стратегии. Вместо того, чтобы дожидаться, пока разразится кризис, МВФ должен разработать "дальновидные рекомендации" по борьбе с потенциальными потрясениями на международных финансовых рынках.
Центральные банки все чаще используют такие рекомендации для разъяснения денежно-кредитной политики и поддержки ожиданий рынков. Например, ФРС пообещала удерживать процентные ставки на низком уровне, по крайней мере, пока безработица не упадет до 6,5%. Данный шаг, возможно, привел к снижению стоимости долгосрочных кредитов. Аналогично этому Марк Карни своим первым решением в качестве председателя Банка Англии представил "дальновидные рекомендации" по краткосрочным процентным ставкам. Хотя влияние таких рекомендаций по процентным ставкам на экономику невозможно определить без дополнительных данных, существует много аргументов в их пользу.
Пожалуй, наиболее ярким недавним примером того, как центральный банк может эффективно использовать "дальновидные рекомендации", было заявление, сделанное в июле 2012 года председателем Европейского центрального банка Марио Драги о том, что ЕЦБ сделает "все возможное" для спасения евро. Одно только это обещание стабилизировало стоимость кредитов и значительно сократило спреды процентных ставок для испытывающих затруднения стран еврозоны. Веры инвесторов в то, что ЕЦБ выкупит государственные долги, если доходность облигаций вырастет слишком сильно, было достаточно для того, чтобы восстановить спокойствие: в действительности, с тех пор не потребовалось вмешательства ни одного центрального банка на вторичные рынки.
Инструмент политики МВФ здесь заключается в сумме в долларах, которую он готов заложить в качестве резерва на случай кризисов платежного баланса. Обещая вмешаться в ситуацию на уязвимых рынках в случае чрезмерной финансовой нестабильности, МВФ, являясь крупнейшим игроком, уменьшил бы проблемы согласования между инвесторами. Кроме того, заявив заранее о своей готовности предоставлять резервные средства, МВФ смог бы снять клеймо позора с тех стран, которые обращаются к нему за помощью, – клеймо, из-за которого многие страны задерживали свою просьбу о помощи до тех пор, пока не становилось слишком поздно для того, чтобы смягчать внутриполитический ущерб.
Хорошая новость заключается в том, что МВФ уже проявил некоторую заинтересованность к идее "дальновидных рекомендаций". На ежегодной встрече глав центральных банков в Джексон-Хоул (штат Вайоминг, США) в августе этого года управляющий директор МВФ Кристин Лагард предложила, чтобы Фонд вмешивался с целью оказания помощи развивающимся странам в случае кризиса.
Плохая новость заключается в том, что расплывчатые заявления Лагард, по-видимому, мало чем помогли в формировании ожиданий рынков и в том, чтобы правительствам стало более удобно запрашивать помощь МВФ. Это подчеркивает принципиальный момент: для успешности "дальновидным рекомендациям" должны доверять.
После того, как в 2008 году обанкротился американский инвестиционный банк Lehman Brothers, вызвав мировой финансовый кризис, последствия которого ощущаются до сих пор, страны "большой двадцатки" предложили твердые обязательства по увеличению ресурсов кредитования МВФ для смягчения последствий кризиса. Сегодня лидеры стран "большой двадцатки" должны снова использовать свое влияние на политику МВФ – на этот раз для того, чтобы настаивать на своевременных "дальновидных рекомендациях" и на следующем раунде реформы международной финансовой архитектуры.
Решение ФРС, принятое в сентябре этого года, - отложить "сужение" программы количественного смягчения - дало развивающимся странам некоторую передышку, которую они должны использовать для подготовки к неизбежности истощения потока легких денег из США. Это также возможность для МВФ для формулирования и объявления своей политики по борьбе с потрясениями на мировом финансовом рынке.
Конечно, на предстоящей встрече МВФ и ВБРР не будет недостатка в обсуждаемых проблемах: например, искоренение нищеты, эффективность финансовой помощи, международное развитие. Но если чиновники МВФ не представят дальновидную стратегию по противостоянию предстоящим потрясениям на рынке, это подорвет прогресс во всех этих областях. Последнее, что нужно все еще хрупкой мировой экономике – это еще больше неопределенности.
Гита Гопинатх,
профессор экономики Гарвардского университета,
консультант Федерального резервного банка Бостона,
научный сотрудник Национального бюро экономических исследований США
©Project Syndicate, 2013
Хотите стать колумнистом LIGA.net - пишите нам на почту. Но сначала, пожалуйста, ознакомьтесь с нашими требованиями к колонкам.