Существуют причины, ради которых стоит умереть,
но ни одна из них не стоит того, чтобы убивать, –
Альбер Камю

Писать о войне всегда непросто, поскольку на войне, как известно, нет правых и виноватых. Участники войн, проявляя свой эгоистичный характер, по определению не правы. Но как бы там ни было, мы должны затронуть эту больную тему с тем, чтобы оценить риск от войн для макропрогнозов. Ведь войны растут не только по количеству, но и по числу уносимых с собой жизней.

Я не стану вставать на чью-либо сторону в нынешних конфликтах – в своё время получил хороший урок, выступая за свержение Саддама Хусейна, преемники которого оказались ничуть не лучше. Поэтому слова Камю будут моей мантрой.

Самый простой способ измерить влияние геополитического риска на мировую экономику – посмотреть на цены энергоносителей. Эти цены говорят о многом, выступая в качестве своеобразного налога на экономику, когда их величина огромна, и скидок – при их низком уровне. Высокое потребление энергетических ресурсов делает их важным элементом любого прогноза. Но, несмотря на это, цены в энергетическом секторе очень зависят от внешних факторов.

Только подумайте: всё, что вы делали сегодня утром, было связно с энергопотреблением: зарядили телефон, поставили кофе вариться, налили холодное молоко из холодильника, приняли душ, сели за руль автомобиля, на котором поехали в охлаждаемый кондиционером офис. Кроме того, оставшаяся часть трудового дня будет тесно связана с потреблением энергетических ресурсов в довольно большом объёме. Поставки важных ресурсов, прежде всего, извлекаемые из нестабильных или слаборазвитых регионов, находятся под реальной угрозой срыва. В этом и заключается явный и поддающийся количественному выражению риск.

Способ, которым я пользуюсь для измерения геополитического риска, заключается в исчислении спрэда между 5-м и 1-м контрактами по сырой нефти WTI. Конечно, есть и другие способы, но в отсутствие лучшей альтернативы, я использую этот.

Война и рынки. Взгляд инвестбанкира

Источник: Bloomberg, Saxo Bank

Как видно, с 15 июля "премия за войну" или более нейтральная "премия за срыв поставок" выросла на два доллара США и сейчас покупатели во всем мире платят на два доллара больше за баррель сырой нефти WTI. В целом, на рынок сырой нефти оказывают влияние множество факторов, но нас интересуют лишь цены на энергоносители. И желательно, чтобы они были стабильными или падали.

Войны всегда оказывают негативное влияние, несмотря на известные исследования, выявившие, что Вторая мировая война остановила спад. В нашем случае лучше вспомнить о 1970-х годах, события которых более соответствуют сегодняшним, происходящим в Газе, Ираке, России и Украине, Ливии и Сирии. Многие утверждают, что на сей раз всё иначе, а тогда мы были слишком зависимы от Ближнего Востока! Несомненно, это так, но тогда и цены за баррель находились между 10 и 25 долларами США!

Война и рынки. Взгляд инвестбанкира

С 2007 года цена на нефть превысила отметку 100 долларов США. В настоящее время нефть в четыре раза дороже, чем это было в период "инфляционных" 1970-х, когда произошла ликвидация Бреттон-Вудской международной валютной системы и центральные банки начали целевое регулирование инфляции.

Сигнал энергетического рынка относительно спроса на энергию и риска достаточно ясен: готовьтесь к сокращению роста, утрате определённости и увеличению геополитического риска. Как бы там ни было, рынок считает, что конфликт в Израиле угаснет в течение нескольких недель, решение проблемы Россия-Украина будет найдено. Отказ поверить в существование риска экстремального изменения для всех очевиден. Рынок "идеален" по своим данным, нулевые процентные ставки нас спасут… Но, считая, что реальный мир уже не имеет значения, мы обманываем сами себя.

Нет ничего такого, что могло бы оправдать убийство. Нет ничего такого, за что бы стоило так воевать

Нужно признать, что современный мир переживает самую что ни на есть настоящую эпоху глобализации. Мы тихо радовались, когда глобализация работала на сокращение цен и превращала наши компании в более прибыльные предприятия. Теперь из-за интенсификации войн наш мир превратился в место, где рост слаб, энергоресурсы дорогие и практически недоступны, а мы прошли полный цикл политики вмешательства на макроуровне.

Рост напряжённости в мире ещё не сыграл свою главную роль для рынка, поэтому сохраняйте бдительность: всё, что относится к экономике, как правило, имеет замедленную реакцию, проявляющуюся спустя 9-12 месяцев. Любое действие непременно вызывает определённую реакцию. Если текущая обстановка сохранится вплоть до конца лета, вы можете стать свидетелями того, как повышающиеся цены на энергоресурсы серьёзно влияют не только на мировой рост, но и рынки в целом.

Однако не следует забывать, что в данном случае больше всего страдают отдельные семьи, которые теряют своих близких. Альбер Камю был прав. Нет ничего такого, что могло бы оправдать убийство. Нет ничего такого, за что бы стоило так воевать.

Стин Якобсен, главный экономист Saxo Bank