Как с помощью социальных сетей и мобильного телефона помочь армии
Славянск, блокпост украинских силовиков

Украинцы за первый месяц лета приобрели более 20 тыс. "военных" облигаций, перечислив таким образом на нужды армии более 20 млн грн. Об этом сообщил Андрей Пышный, глава правления государственного Ощадбанка - главного продавца военных госбондов.

Стоит напомнить, что бумаги правительство выпустило на 1,1 млрд грн. Из них на 100 млн грн - для физических лиц. Ощадбанк начал их продажу населению 21 мая. На момент выпуска предполагалось, что средства от продажи облигаций будут направлены на покупку бронетранспортеров и бронежилетов.

565 - Поддержи украинскую армию

Общие потребности украинской армии в финансировании, согласно оценкам Министерства финансов, составляют 12 млрд грн, пишет УНИАН. У украинцев есть возможность оказать существенную поддержку вооруженным силам страны: незадолго до объявления о выпуске "военных" бондов, в марте в стране появился сервис "565 - Поддержи украинскую армию". Один звонок или сообщение на этот номер оставляет в военной копилке 5 грн. По данным Минобороны, к 25 июня украинцы таким образом собрали более 133 млн грн.

Ряд экспертов отмечает, что этот краудфандинг (добровольный коллективный сбор средст – Ред.) получился у украинцев весьма успешным. Во-первых, в нем участвовали мобильные операторы, благодаря чему получилось передавать деньги с помощью одной СМС. Во-вторых, впечатляют скорость и объемы собранных средств. Ссылаясь на крупнейший краудфандинговый сайт Kickstarter, интернет-ресурс "Петр и Мазепа" в середине апреля отмечал, что акция "565 - Поддержи украинскую армию" может соперничать с такими успешными проектами как Pebble ($10,26 млн) или игровая консоль OUYA ($8,6 млн). На тот момент на номер 565 поступило 100 млн грн ($8,85 млн). Правда, если сопоставить эту цифру с июньским показателем, - налицо снижение готовности населения спонсировать армию. Причиной тому может быть уверенность пользователей социальных сетей в неэффективности и непрозрачности использования средств.

Куда уходят деньги

Для Украины это первый краудфандинговый проект таких масштабов, поэтому механизмы его реализации и использования средств не налажены. Лишь в середине мая Государственная казначейская служба разблокировала средства на счету Министерства обороны, которые перечисляли граждане на благотворительную помощь армии.

В течение четырех месяцев с начала акции Министерство обороны только однажды, в мае, отчиталось о вложении волонтерских денег. По его данным, из собранных на тот момент 120 млн грн на материально-техническое обеспечение было потрачено 115 млн (ведомство не уточнило, что имеется в виду – Ред.). Из них 37,2 млн — на полевое обмундирование нового образца, 22 млн - на новые шлемы. Среди других пунктов расходов значатся 8,5 млн грн на флотскую форму одежды и 2,2 млн грн на средства связи. 7,2 млн грн было потрачено на медицинское обеспечение.

Минобороны сообщило также о получении финансирования со стороны правительства в объеме 4,6 млрд грн. Из этой суммы 1,5 млрд были потрачены на ремонт и восстановление вооружения, еще 1,5 млрд - на приобретение горюче-смазочных материалов, 656 млн - на денежное обеспечение военных и 612 млн - на закупку вооружения и военной техники.

За все время сбора денег в сети не разгорелось ни единого скандала по поводу нецелевого использования благотворительных средств

Многие пользователи соцсетей, активно обсуждающие спонсирование армии, сочли список покупок на волонтерские деньги довольно странным. Особенно удивила флотская форма одежды - если учесть, что в Крыму наша армия не воевала, а приступила к активным действиям на материковой части Украины, где флота нет в принципе. В связи с этим в начале июня Верховная Рада создала временную следственную комиссию для проверки расходов Минобороны из государственного бюджета и благотворительных взносов.

Wings Phoenix

С мая в соцсети Facebook активизировались другие краудфандинговые проекты под руководством конкретных пользователей. Наиболее известный - Wings Phoenix, созданный бизнесменом Юрием Бирюковым. Бирюков и раньше занимался военным краудфандингом. Его помощница Марина Добровольская сообщила изданию Vocativ, что Бирюкову удалось собрать и передать продукты питания для солдат в Крыму еще в марте. Но именно в мае ссылки на сообщения Wings Phoenix стали активно распространяться в Facebook. По данным Подробностей на 11 июня, через его группу прошло за четыре месяца около 4 млн грн. Отчеты о поступлении и использовании средств Бирюков и его группа оставляют в открытом доступе.

Вернись живым

В начале июня в Киеве появилась другая волонтерская группа – "Вернись живым". В отчете в сети Facebook, датированном 12 июня, члены группы сообщили, что собрали 370 тыс. грн. "Ребята-волонтеры сконцентрировались на помощи 95-й и 80-й аэромобильной бригадам", - уточняется в сообщении. 11 тыс грн группа передала на проект "Народный беспилотник", который объединяет разные общественные инициативы по помощи армии.

Автомайдан

В Facebook появляются и другие группы по сбору средств в пользу армии. Этим занялись и сообщества, известные по Майдану, например Автомайдан. Схема работы у всех примерно одинаковая - обнародуется список необходимых вещей и их стоимость, номера карт, на которые желающие могут перечислить деньги. Как правило, волонтерские группы либо сами открывают доступ к отчетности, либо могут предоставить ее по требованию. Однако, поскольку военным краудфандингом занимаются не только группы, но и отдельные активисты, установить точный объем собранных через Facebook средств не представляется возможным. Радует другое - за все время в сети не разгорелось ни единого скандала по поводу нецелевого использования благотворительных средств или каких-то злоупотреблений.

Министерство обороны на официальном сайте и в сети Facebook также указывает номера счетов, на которые можно перечислять деньги для армии. Продолжает работу и проект "565", а волонтеры в соцсетях продолжают собирать деньги. Таким образом, военный краудфандинг Украине явно удается. Очередь - за властями и регуляторами, которые могут обеспечить этому достойную законодательную инфраструктуру и защиту на уровне государства. Хотя, возможно, лучше, если они просто не будут мешать.

Александра Колесниченко