Бой быка с медведем. За что дают Нобелевскую премию по экономике
Лауреатами Нобелевской премии по экономике за 2013 год стали американские ученые Юджин Фама, Ларс Питер Хансен (оба - Чикагский университет) и Роберт Шиллер (Йельский университет) - "за эмпирический анализ цен на активы".
"Способа предсказать, сколько будут стоить акции и облигации в ближайшие дни или недели, нет. Но вполне возможно предвидеть, как цены будут изменяться в долгосрочном периоде", - гласит сообщение Нобелевского комитета. Фама, Хансен и Шиллер занимались именно этим направлением экономического анализа. The Wall Street Journal отмечает, что работали ученые по отдельности. Кстати, по меньшей мере двое из участников этого трио имеют диаметрально противоположные взгляды на функционирование финансовых рынков.
74-летний Юджин Фама, старший из трех экономистов, еще в 1965 году сформулировал и озвучил гипотезу эффективных рынков. Он по сей день остается ее приверженцем. Гипотеза Фамы гласит, что вся существенная информация, курсирующая по рынку, сразу и в полной мере отражается на курсе ценных бумаг. Другими словами, рынок называется эффективным в отношении какой-либо информации, если она сразу и полностью отражается в цене актива. Таким образом, Фама исключил возможность того, что инвесторы могут принимать иррациональные и случайные решения. Кроме того, гипотеза эффективных рынков исключает получение сверхприбылей, поскольку информация доступна участникам торгов в равной мере. Наконец, на эффективных рынках, согласно Фаме, не бывает "мыльных пузырей".
В данную гипотезу совершенно не вписываются ипотечные облигации, которые вызвали кризис 2008 года в США и крах финансового гиганта Lehman Brothers. Напомним, эти бонды пользовались необычайно высоким доверием инвесторов и имели соответствующие рейтинги, но фактически оказались "мусорными".
Эти же "мусорные" облигации еще в 2007 году заинтересовали коллегу Фамы по нынешней премии 67-летнего экономиста Роберта Шиллера. В 2007 году Шиллер опубликовал статью, в которой предсказывал скорые потрясения на рынке недвижимости США и последующую панику на финансовых рынках. В 2011 году Роберт Шиллер вошел в список 50 самых влиятельных людей финансового мира по версии Bloomberg. "Шиллер изменил Уолл-стрит", - отмечают аналитики агентства. По их словам, Шиллер значительно популяризировал индексные фонды – инвестфонды, структура которых привязана к структуре определенного фондового индекса. Шиллер также создал свой индекс в сотрудничестве с Карлом Кейзом – индекс цен на дома Кейза-Шиллера. Шиллер заметил, что цены на недвижимость в США фактически удвоились с 2000 по 2006 год. Это позволило ему предсказать падение цен на 35% и последующий коллапс на рынке.
Шиллер вполне допускает иррациональное поведение инвесторов, нечистоплотность финансистов, а также "мыльные пузыри" как результат взаимодействия первых и вторых.
В своей статье "Сколько финансовых спекулянтов нужно обществу" он высказывает мнение, что деятельность некоторых специалистов высокого уровня на финансовых рынках может оказаться вредной – экономически и социально. "Они (трейдеры и спекулянты – ред.) снимают сливки, занимаясь улучшением бизнес-сделок за счет того, что создают "отрицательный внешний эффект" для деятельности тех, кто не является одним из них", - отмечает Шиллер.
И точно так же, как Фама верит в эффективность рынка, Шиллер верит в волатильность – фактор, включающий любую неожиданность.
"И если профессор Фама демонстрировал нам, что рынки эффективны, то профессор Шиллер показал нам, что они таковыми не являются", - цитирует Guardian экономиста Тима Харфорда.
Наконец, 60-летний Ларс Питер Хансен – третий участник группы экономистов, получивших Нобелевскую премию – является одним из авторов так называемого обобщенного метода моментов (ОММ). Этот метод позволяет анализировать и прогнозировать конкретные экономические процессы при помощи усредненных величин на основе статистических данных. Это, в свою очередь, сокращает количество необходимых вычислений. Хансен является автором многих работ по применению ОММ, в том числе в финансах.
Свои открытия Фама, Шиллер и Хансен совершали в разное время, вряд ли думая о Нобелевской премии. Взгляды этих ученых на "вечный бой быка с медведем" – динамику бирж – совершенно различны. Но, наверное, на эту игру и нужно смотреть с разных точек зрения, сочетая несочетаемое. Синтез мировоззрений идеалиста, циника и математика может в этом случае оказаться особенно удачным.
Читайте также колонки нобелевского лаурета-2013Роберта Шиллера на ЛІГА.net:
На Уолл-стрит приходит новое поколение
Невроэкономика: революция в экономической теории
Закат Европы отменяется
Долговой кризис. Брать в долг нельзя экономить
Рыночные пузыри. Частный случай безумия
Будущее мировой экономики зависит от психологии масс
Почему нельзя экономить в кризис
Человек без плана. У Обамы нет панацеи, но есть советники
Александра Колесниченко