Чего ждать от Закона об инсайдерской информации

Верховная Рада Украины приняла Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно инсайдерской информации. Документом были внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, законы "О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине" и "О ценных бумагах и фондовом рынке", которые призваны улучшить их положения относительно недопущения использования инсайдерской информации на фондовом рынке Украины.

О том, какие последствия будут иметь эти нововведения для рынка, а также о том, какие злоупотребления могут возникнуть в ходе внедрения Закона, в авторском эксклюзивном материале для ЛІГА.Финансы рассказала Александра Павленко, адвокат, партнер Правовой группы "Павленко и Побережнюк", юридический советник главы ГКЦБФР Дмитрия Тевелева.

В Законе "О ценных бумагах и фондовом рынке" определено, что инсайдерская информация - это необнародованная информация об эмитенте, его ценных бумагах и производных (деривативах), которые обращаются на фондовой бирже, или сделках по ним, в случае, если обнародование такой информации может существенно повлиять на стоимость ценных бумаг и производных (деривативов).

Инсайдерская информация - это данные об эмитентах, которые могут повлиять на стоимость их бумаг. После обнародования информация перестает быть инсайдерской

При этом информация относительно оценки стоимости ценных бумаг и/или финансово-хозяйственного состояния эмитента, если она получена исключительно на основе обнародованной информации или информации из других публичных источников, не запрещенных законодательством, не является инсайдерской информацией. Информация не считается инсайдерской с момента ее обнародования в соответствии с Законом.

Актуальность Закона для рынка в текущих условиях

Само по себе наличие законодательства о борьбе с незаконным распространением инсайдерской информации, несомненно, является позитивным фактором в развитии отечественного фондового рынка и его законодательства. Однако это не способно стать главной движущей силой в поднятии рынка. Это всего лишь одна из составляющих, при этом с весьма сомнительной перспективой использования.

Сама по себе борьба с инсайдерством не способна стать главной движущей силой в развитии рынка

Есть несколько факторов, влияющих на использование новых норм. Во-первых, время - рынок должен будет осознать наличие нового законодательства и понять, как и каким образом можно его использовать в пользу себе и в борьбе с незаконными инсайдерами.

А во-вторых, сами формулировки новел: принимая во внимание их некоторую расплывчатость и широкие трактовки, пытаться уйти от ответственности будет пробовать каждый. Но об этом чуть позже.

В целом, у нас - юристов, работающих с участниками фондового рынка - появился новый "повод для маневра" и мы скорее будем прибегать к нему, выстраивая защиту от незаконных нападений на компании либо ведя борьбу с недобросовестным конкурентом. Остальное зависит от самого рынка.

Чего ждать фондовикам и компаниям-эмитентам

Относительно влияния нового законодательства на работу биржевых площадок, замечу, что оно не так велико. Для бирж установлена обязанность оповещения Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) об операциях с ценными бумагами и/или производными (деривативами), которые совершаются на такой фондовой бирже, в случае, если есть подозрение об использовании (либо возможности использования) во время совершения таких операций инсайдерской информации.

Обязанность, с одной стороны, существует, но с другой – делает невозможным четкое определение момента установления такого подозрения и технической возможности определить наличие характеристик использования инсайдерской информации. Норма достаточно субъективна - кто-то может усматривать использование инсайдерской информации во всем и иметь подозрение к каждой второй сделке на фондовом рынке, а у кого-то эти опасения не возникают.

Новшество может стать инструментом борьбы между конкурентами либо между "охотниками" за пакетами акций

Более того, определить, должно ли было возникнуть у сотрудников биржи обоснованное подозрение при проведении сделки, не сможет и сам регулятор, который, во-первых, не обладает надлежащими для этого полномочиями, а, во-вторых, не имеет возможность налагать санкции за нарушение этой нормы на такого участника фондового рынка, как биржа. Думаю, такая новелла может стать инструментом борьбы между конкурентами либо между "охотниками" за пакетами акций определенных предприятий, которые, ставя под сомнение неугодную им сделку, будут предоставлять на биржевой площадке разного рода компрометирующую информацию для последующего оповещения биржей Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.

Что же касается предприятий - эмитентов ценных бумаг, новый Закон влияет на их деятельность косвенно. Во-первых, путем причисления их должностных лиц и сотрудников (включая бывших) к субъектам соответствующих административных правонарушений и преступлений. Разглашение инсайдерской информации, консультирование с ее использованием, совершение сделок указанными лицами является уголовно и административно преследуемыми нарушениями.

Акционерным компаниям, скорее всего, придется вносить правки в трудовые договора

Обращу внимание, что совершение сделок с использованием инсайдерской информации привлекает к ответственности должностных лиц как продавца, так и покупателя. Думаю, что на предприятиях акционерной формы в первую очередь должны быть разработаны и внесены правки в трудовые контракты с сотрудниками, связанные с последующим возмещением ими ущерба в случаях использования инсайдерской информации во вред предприятию.

Вляиние новшеств на работу инвестиционных компаний

В части работы инвестиционных компаний влияние Закона оценить достаточно сложно. Сейчас любой инвестор, любой покупатель ценных бумаг пытается получить весь спектр возможной информации о предприятии перед принятием решения о покупке или внесении инвестиций. Учитывая низкий, в сравнении с другими странами, уровень развития фондового рынка в Украине, интересующая инвесторов информация практически не может быть получена из официальных источников. Информация, которая подлежит обязательному раскрытию на фондовом рынке, не дает потенциальному покупателю ценных бумаг полноценной картины.

Возможно придется пересмотреть принципы работы консультантам, юристам M&A, аудиторам и нотариусам

В данных условиях сбор каких-либо данных ведется с использованием не только инвестиционных компаний, но и с помощью получения информации от бизнес-консультантов, к примеру, ранее обслуживавших сделки купли-продажи ценных бумаг интересующего предприятия, с помощью юристов, сопровождавших сделки в области слияния и поглощения (M&A) такого предприятия, торговцев, нотариусов, аудиторов и т.д.

Все эти персоналии также перечислены в новом законодательстве, как субъекты нарушения правомерного использовании инсайдерской информации. Думаю, многим придется пересмотреть свои принципы работы или же работать до "первого прецедента", как это часто бывает в Украине, ведь наш менталитет тяжело принимает новые правила.

Как измениится доступ к информации об эмитентах

В законодательстве о таких изменениях нет ни слова. Думаю, это логично, т.к. раскрытие информации на фондовом рынке означает ее предоставление не только госрегулятору, но и участникам рынка, которые является его игроками и консультантами.

В этом вопросе необходимы изменения другого рода и госрегулятор неоднократно подчеркивал свой интерес и готовность к реформированию баз данных, а это не только доступ, но и наличие постоянно обновленной полноценной информации. Информационная площадка, которая работает на рынке уже давно, не предоставляет такие возможности.

Возможные злоупотребления в ходе реализации Закона

Во-первых, как уже упоминалось выше, биржи могут стать инструментами борьбы между конкурентами и "охотниками" за пакетами ценным бумаг определенных предприятий. Уведомление о подозрениях использования инсайдерской информации при совершении биржевых сделок может повлечь за собой проверку ГКЦБФР с наложением определенных санкций, а также стать основанием для возбуждения административного либо уголовного производства. Другой вопрос: насколько высока вероятность доказуемости и, соответственно, наказуемости? Но в момент борьбы, рейдерской атаки, длительного корпоративного конфликта - такие возможности терять никто не станет.

Во-вторых, само понятие "инсайдерская информация" достаточно широко трактуется - на мой взгляд, любому хорошему юристу не составит труда доказать, что, к примеру, информация о наличии предварительных договоров покупки земельных активов будет считаться инсайдерской информацией, хотя из Закона это прямо не следует. Любая информация о предприятии-эмитенте, способная повлиять на покупку-продажу ее ценных бумаг, может являться инсайдерской. На мой взгляд, это не совсем правильно, т.к. именно это дает большое поле для злоупотреблений, хотя на данный момент из Закона следует именно это.

Довольно неясным и в связи с этим потенциально удобным для избежания ответственности является такой термин Уголовного кодекса Украины, как "необоснованный доход субъекта преступления при использовании инсайдерской информации". В целом, диспозиции новых норм УК и КоАП выписаны с недостатками, дающими возможность избежать преследования.

Александра ПАВЛЕНКО
адвокат, партнер Правовой группы "Павленко и Побережнюк"
специально для ЛІГА.Финансы