Нуриэль Рубини: Эндшпиль для еврозоны начался

Кризис еврозоны, похоже, достигает своего апогея, с Грецией на грани дефолта и бесславного выхода из валютного союза, а теперь и Италией на грани потери доступа к рынкам. Но проблемы еврозоны гораздо глубже. Они носят структурный характер и серьезно влияют на экономику еще по крайней мере четырех других стран: Ирландии, Португалии, Кипра и Испании.
За последнее десятилетие страны PIIGS (Португалия, Ирландия, Италия, Греция и Испания) были потребителями первой и последней инстанции в еврозоне, с расходами, превышающими доход, и растущим дефицитом текущего счета. Между тем, ядро еврозоны (Германия, Нидерланды, Австрия и Франция) составили производители первой и последней инстанции, с расходами ниже их доходов и все более крупным профицитом текущего счета.
Эти внешние дисбалансы усиливались растущим с 2002 года курсом евро, а также расхождениями в реальных обменных курсах и уровне конкурентоспособности в пределах еврозоны. Удельные затраты на рабочую силу снизились в Германии и в других странах ядра еврозоны (рост заработной платы отставал от производительности труда), что привело к реальному обесценению и росту сальдо текущего платежного баланса, в то время как обратное произошло в PIIGS (и на Кипре), что приводит к реальному укреплению и расширению дефицита текущего счета. В Ирландии и Испании частные сбережения рухнули, и пузырь на рынке жилья вызвал избыточное потребление, в то время как в Греции, Португалии, на Кипре и в Италии чрезмерный бюджетный дефицит усугубил внешние дисбалансы.