Судьбу фондового рынка определят два фактора: мнение
Во-первых, политический ответ Европы и США на угрозу долгового кризиса в еврозоне и риск экономического спада в США, во вторых, ситуация в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Об этом ЛІГА.Финансы рассказал Крис Уифер, главный стратегист ИК "Тройка Диалог".
Главный вопрос для фондовых рынков - каким будет план ЕС по выходу из долгового кризиса. На этой неделе европейские страны должны согласовать условия предоставления финансовой поддержки должникам. В пятницу, 21 октября, рынки закрылись "в плюсе" - инвесторы оптимистично решили, что за нынешнюю неделю будет достигнуто необходимое соглашение. Если эти надежды оправдаются, то повысится вероятность продолжения октябрьского ралли.
"Также поддержка может появиться, если по итогам заседания 1-2 ноября ФРС США объявит о предоставлении дополнительной ликвидности или новых мерах по стабилизации рынка - либо явно даст понять, что примет подобные меры в случае необходимости. При этом мало кто из инвесторов верит, что действия, которые сейчас обсуждают лидеры европейских стран, являются долгосрочным решением, и вероятно, что во второй половине 2012 года рынки ждет новая волна кризиса. Впрочем, как мы видели в начале октября, эти опасения не препятствуют краткосрочному глобальному ралли, если появляются оптимистичные новости", - рассказывает Крис Уифер.
По словам эксперта, нефть дорожает из-за риска уменьшения предложения. В первом квартале прошлого года значительный приток средств в биржевые фонды был во многом обусловлен повышением цен на нефть.
"Если цена Брент останется выше $100 за баррель, а на глобальных рынках сохранится оптимизм относительно разрешения долгового кризиса в Европе, это может обеспечить дополнительный приток средств в мировые биржевые фонды. В сентябре динамика цены Брент была сравнительно благоприятной, несмотря на общее снижение цен на другие сырьевые товары. На момент закрытия торгов в пятницу фьючерсы на Брент стоили около $110 за баррель", - говорит главный стратег.
По его словам, опасения рецессии в США и Европе и замедление экономического роста в Китае плохо влияют на нефтяной рынок, но их компенсирует постоянно растущая премия за риск поставок нефти из-за нестабильной политической ситуации в Северной Африке и на Ближнем Востоке.
"Ливия под вопросом. Несмотря на гибель Муамара Каддафи, нет уверенности в том, что различные оппозиционные группировки смогут сформировать единое правительство. После смерти бывшего диктатора оппозиция утратила общую цель, и дальнейшие действия придется согласовывать по крайней мере четырем различным региональным группам. Пока это не произойдет, страна не сможет восстановить добычу нефти в объеме свыше 500-600 тыс. баррелей в сутки", - подчеркивает Крис Уифер .
Нестабильность в арабском мире - долгосрочная угроза. Алжир - это последняя страна региона с авторитарным режимом и потенциальный новый источник внутренней нестабильности. В сентябре в Алжире добывалось 1,3 млн. барр. / сут. Ситуация в Египте также непростая, и не исключено, что после выборов в конце ноября снова начнутся беспорядки. Ожидается, что усилятся позиции партии "Братья-мусульмане", и это также скажется на стабильности в регионе. После смерти наследного принца Саудовской Аравии в центре внимания оказался вопрос престолонаследования в этой стране.
По словам эксперта, велика вероятность, что заинтересованные группировки (внутри страны и за ее пределами) используют эту возможность для дестабилизации ситуации. Ряд последних событий лишь подкрепляет эти опасения.
"Подводя итог, отметим, что ожидаемые новости, а также события в Северной Африке и на Ближнем Востоке зимой должны привести к повышению премии за риск уменьшения глобальной добычи нефти, если не произойдет сильного падения спроса в Китае и Индии. Это открывает хорошие перспективы для мировых инвестиционных и биржевых фондов", - резюмировал Крис Уифер.