Ушедшая неделя для украинского фондового рынка была худшей за последние годы. Впрочем, рефлексии наивных украинцев мало волнуют мировые рынки. Потому как там снова царит жадность, а индексы ползут вверх, перевалив уровень в 16 000 пунктов по Dow и остановившись на отметке в 1795,85 пунктов по S&P500. Нет-нет, это еще не та всепобеждающая жадность, которую мы помним по 2006-2008 годам, не ведающая страха и сметающая все на своем пути, приближаясь к провалу. Пока еще в офисах инвестбанков не так много персональных ассистенток, годовые бонусы сотрудников не позволяют совершить переворот в банановой республике, а страх еще не забыт. Но она (жадность) уже начинает поднимать голову. Та самая жадность, которая сопровождает инвестбанкиров и их образ на протяжении последних сотен лет, воспетая Драйзером, сыгранная Ди Каприо, увиденная воочию в ночных клубах Нью-Йорка. Жадность, порожденная желаниями, пороками и наслаждениями, на которые вечно не хватает времени. Вечный спутник спекулянта, который, казалось, каждое утро начинает с разговора с зеркалом, задавая ему вопрос: "Свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи, кто на свете самый жадный?". И год за годом получает один и тот же ответ, подтверждающий его собственные мысли. Так продолжалось до последних дней, когда мы стали свидетелями переговоров Украины об ассоциации с ЕС.

Дешевый газ и деньги на карманные расходы способны не только закрыть брешь внешних долгов, но и заставить на время забыть о призраке девальвации

Но об этом чуть позже. А тем временем мало кто в мире следил за событиями в Киеве. По крайней мере, в цивилизованном мире, о торговых площадках которого мы ведем речь. Ну, право дело, Украина ведь не Сирия, чтобы на событиях вокруг нее взлетали и падали цены на нефть, обваливались акции гигантов информационной отрасли или Барак Обама поднимал трубку и звонил в Киев. Так - небольшая страна третьего мира с незавидными рейтингами, не захотевшая расставаться со своим статусом. Гораздо важнее были события в Китае, где правящая партия определилась с реформами и политикой на будущие годы, призванной сохранить высокие темпы роста ВВП Поднебесной. Что ж, помогут ли эти реформы и будут ли они определяющими (или ключевым станет пересмотр методики расчета ВВП Китая, принятый на том же собрании), мы увидим в ближайшие лет пять, но рынок пока верит. Равно как и верит в ФРС США, даже если та иногда пугает, что скоро уж точно начнет сокращать объемы вливаний. А это, в свою очередь, провоцирует продолжающийся поток денег и на развивающиеся рынки, где спрос на некоторые новые выпуски еврооблигаций превышает предложение в пять раз.

Правда, это пока не об Украине. Но нам ведь чужого не надо... Украинский сегмент еврооблигаций оставался волатильным в пределах довольно узкого канала всю неделю, пытаясь разобраться в том, в чем разобраться было нельзя. Покупать было страшно, потому как давила та самая неопределенность, убрать которую иностранные инвесторы были не в силах, даже если приезжали в Киев и встречались с очень знающими людьми (говорящими абсолютно противоположные вещи). Продавать – тоже страшно. Ведь всегда оставалась вероятность, что это все еще блеф. Да что там греха таить, еще в четверг многие были в этом уверены. Ведь блеф становится блефом только тогда, когда уже никто не верит, что это блеф. Впрочем, оставим надежды молодым юношам.

За последние годы на украинском фондовом рынке ничего хорошего не случалось. На прошлой неделе там тоже ничего не происходило

Но другая сторона не продавала, и даже покупала, потому как видела во всем происходящем призрак сделки с Россией. Мы ведь помним: балом правят не принципы, а жадность. Ведь дешевый газ и деньги на карманные расходы способны не только закрыть брешь внешних долгов, но и заставить на время забыть о призраке девальвации. О том, какое ралли можно ожидать на рынке облигаций, NDF и даже рынке украинских акций, поговорим по факту. О сделке с Россией слышно было еще с осени 2011 года, но пока она остается все тем же призраком. Хотелось бы увидеть подписанные бумаги, чтобы настроения на рынке стали однозначными, а вариант развития событий, когда старик остается у разбитого не модернизированного корыта, ушел с экранов.

Пока никто не увидел договоров с мокрыми печатями, Минфину приходится довольствоваться внутренним рынком. И уже на нескольких аукционах друзья-банки (или один банк-друг) позволили насобирать $600 млн. То ли еще будет, когда в числе лидеров банковского рынка Украины появится амбициозный новичок, собирающийся увеличить капитал почти на $2 млрд. Это вам не мелочёвка с увеличением капиталов банков, которым предстоит погашать еврооблигации в первом квартале 2014 года. Многие завистники задают вопрос: где же стоит та тумбочка, из которой можно с легкостью достать 14 млрд. грн. Но это вопрос риторический, и на него вряд ли смогли бы ответить даже участники телешоу "Самый умный", разве что сама Тина Канделаки. Но сомневаюсь, что она слышала об украинском рынке облигаций. За последние годы на нем ничего хорошего не случалось. На прошлой неделе там тоже ничего не происходило.

А вот на рынке акций продолжают происходить невероятные события. Невероятные как для украинского рынка акций. Тут и рост объемов торгов, и покупатели, и даже рост индекса, который перевалил за 900 пунктов. И пусть не смог он прорваться далеко вперед, но начал последнюю неделю на отметке в 913 пунктов. Осталось лишь продолжить выбираться из этого болота, сделав следующий шаг. Но проблема украинцев в том, что страна, которая раз за разом умудряется доходить почти до конца, до черты, отделяющей победителя от неудачника, сдается перед самым финишем. Ей никогда не хватает воли, чтобы сделать последний шаг. А Париж, как известно, любит победителей. Равно как и Берлин, Вашингтон и Рио-де-Жанейро. А неудачников презирают. И презирают их одинаково: как в Берлине, так и в Москве (да что греха таить - в Киеве, Донецке и Шепетовке тоже). И судьба у них у всех одинакова. Рано или поздно она настигает их. Но мы же сами выбираем свой путь, сами принимаем решение. И не важно, говорим ли мы о покупке фьючерса в длинную, или о борьбе за право быть победителем. Есть, конечно, и третий путь - если в Париже и Лондоне нас вряд ли ждут, то в Кишиневе еще найдется местечко. А смуглянки-молдаванки не только позволят получить паспорт, с которым можно без виз ездить в приличные места, но еще и всегда славились своей красотой. Но каждый выбирает сам. Пока еще.

Обсудить на форуме

Сергей Фурса,
специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital