Минфин запустил второй этап выпуска военных облигаций. Это, конечно, не второй уровень санкций, но тоже знаково. Правда, знаковым является сам выпуск, но никак не ожидаемые его результаты. Ибо ждать, что Минфин вдруг привлечёт по этим бумагам какие-то значительные средства, не приходится. Не исключено, что выпуск военных облигаций для частных лиц, с его ограниченными объемами и бумажной формой, покажет даже лучшие результаты, чем эмиссия безналичных бумаг. Тем более что бумажная форма предыдущего выпуска была скорее его преимуществом, чем недостатком. Даже несмотря на то, что в современном мире бумажная форма выпуска ценных бумаг уже считается анахронизмом.

Но в нашем случае она помогала, потому что очень многие покупали облигации в качестве сувениров, которые можно поставить в рамочку, повесить на стенку или просто подтвердить свой патриотизм в Фейсбуке. Не исключено, что часть этих бумаг так никогда и не будут предъявлены к погашению, оставшись просто элементом декора. Но при этом и масштабных заимствований совершить не получится. Количество людей, способных купить такие бумаги, ограничено. И все они уже купили. Теперь Минфин подумал, что эти же люди могут принять решение купить военные облигации на баланс финансовых учреждений и юридических лиц, в которых они работают, а иногда даже владеют. Из чисто патриотических побуждений, конечно же. Потому как ставка в 7% не позволяет говорить о выгодных финансовых инвестициях.

Не исключено, что часть этих бумаг так никогда и не будут предъявлены к погашению, оставшись просто элементом декора

Но надежды Минфина, если они конечно есть, вряд ли оправдаются. Банкир может быть сколь угодно патриотичным: может помогать армии через волонтерские организации, его дети могут отправлять СМСки на известный номер, а любовница регулярно помогать раненым солдатам в госпиталях. Но как только он садится в рабочее кресло – это уже не имеет никакого значения. На работе он может оставаться патриотом только при прочих равных. А в случае военных облигаций о равенстве говорить не приходится. Речь, конечно, идет о равенстве в прибыльности финансовых операций. Доходность, которую обещает правительство покупателям военных облигаций, не может конкурировать с рыночными аналогами. Более того, с аналогами, которые предлагает сам Минфин.

На текущей неделе прошел аукцион по размещению стандартных ОВГЗ. Доходность по годовым бумагам была зафиксирована на уровне 16%. При этом военные облигации предлагают по 7%. И обосновать покупку вторых, когда есть предложение первых, невозможно в рамках капиталистической логики. При этом доходность валютных облигаций, номинированных, как известно, в гривнях, уступает даже ставкам на рынке еврооблигаций. А там долги Украины торгуются в американской валюте. В результате, банкиру, даже самому патриотичному, ну никак не удастся аргументировать покупки перед своим менеджментом или акционерами. А, значит, покупать их никто не будет. И это совершенно не характеризует уровень патриотизма у сотрудников финансовой сферы. Просто: котлеты - отдельно, мухи - отдельно. Так что победных реляций со стороны Минфина ожидать не стоит. По крайней мере, на этом фронте. Разве что после длительной работы совместно с НБУ, в результате чего удастся опустить ставки денежного рынка. Но это удастся сделать только тогда, когда стрелять на востоке уже не будут. По крайней мере, в таких масштабах. Но тогда пропадет потребность в привлечении средств с помощью военных облигаций. Вот такой вот замкнутый круг.

Сергей Фурса,
специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital