Украина теряет последние шансы на транш МВФ до конца этого года. 

У правительства Дениса Шмыгаля и так были серьезные проблемы в переговорах с Фондом. Теперь к этому добавился скандал в НБУ, который может закончиться отставкой последних членов "старой команды" – Катерины Рожковой и Дмитрия Сологуба.

В Фонде уже намекнули, что ситуация в Нацбанке изменилась – к худшему. И это только один из пунктов, который беспокоит главного кредитора Украины. Кроме этого, у Фонда есть вопросы к проекту госбюджета на 2021 год и антикоррупционной реформе. 

Это плохая новость не только для Министерства финансов и его планов на следующий год, но и для всей экономики – правительству нужно найти дополнительно $17 млрд.

Уже скоро новому главе НБУ Кириллу Шевченко придется отвечать на важный вопрос: готов ли он запустить "печатный станок"?

Недоверие и выговор. Рожкову и Сологуба действительно могут уволить

Внутри Нацбанка действительно разгорелся топ-конфликт: новый глава Шевченко не сработался с Рожковой и Сологубом, говорит высокопоставленный собеседник LIGA.net, знакомый с ситуацией.

Рожкова и Сологуб – последние топ-руководители Нацбанка времен Якова Смолия, которые остались работать при Шевченко. С середины июля, когда НБУ получил нового главу, Нацбанк покинули 12 человек. 

Подписывайтесь на LIGA.Бизнес в Facebook: главные бизнес новости

Противоречия стали публичными в понедельник, 5 октября, – после того, как стало известно, что Рожкова и Сологуб получили "выговоры" и "недоверие" от Совета НБУ за высказывания в СМИ.

Кирилл Шевченко, который также входит Совет Нацбанка, по информации собеседника LIGA.net в Нацбанке, поддержал решение. Позже он заявил, что своими комментариями члены правления нарушили "политику одного голоса".

Речь о двух публикациях с участием Рожковой и Сологуба. 24 сентября вышло большое интервью Сологуба в Интерфакс-Украина, в этот же день издание KyivPost опубликовало статью с комментариями обоих заместителей главы Нацбанка о кадровых изменениях в регуляторе после прихода Шевченко.

По состоянию на вечер 7 числа, Шевченко не обращался к Совету НБУ с просьбой уволить кого-то из заместителей, сообщили LIGA.net в пресс-службе регулятора.

Подписывайтесь на LIGA.Бизнес в Telegram: только важное

В этот же день стала известна фамилия возможного преемника Рожковой или Сологуба: декларацию кандидата на должность замглавы НБУ подал Александр Завадецкий, экс-юрист регулятора, который занимался лицензированием и связанными лицами под руководством Рожковой, но был уволен в 2016 году. После Нацбанка Завадецкий был адвокатом в делах, где защищал интересы "пострадавших от действий регулятора".

МВФ не будет в этом году

В МВФ не оставили без внимания ситуацию вокруг "старых" зампредов Нацбанка.

"Критерии управления Национальным банком были разработаны в консультациях со специалистами МВФ в течение предыдущих программ. Эти принципы сработали как в пользу НБУ, так и в целом для экономики Украины. Их соблюдение усилило доверие к НБУ, как к независимому и профессиональному центробанку", – заявили в Фонде, отметив, что Украине важно придерживаться прежних подходов в корпуправлении НБУ.

Сказанное Фондом можно трактовать, как очередной сигал о "глубокой обеспокоенности" происходящим в Украине, говорит замисполнительного директора Цэнтра экономической стратегии Мария Репко. Не исключено, что история с выговорами усугубит и без того сложные переговоры Украины с Фондом о первом пересмотре программы, подписанной в мае 2020 года, допускает она.

Второй транш на $675 млн, согласно Меморандуму, должен был зайти в страну еще 1 сентября. Виртуальную миссию Фонда в Киеве правительство ожидало увидеть еще в августе, но помешала июльская смена главы НБУ, после того, как прежний руководитель Яков Смолий подал в отставку, сославшись на политическое давление.

Независимость Нацбанка – один из ключевых пунктов договоренностей между Украиной и МВФ. "Думаю, достаточно понятно, что деньги уже поступили бы в Украину, если бы не события вокруг НБУ, – заявил в интервью Интерфаксу Сологуб. – Кредит доверия от МВФ нужно приобретать практически "с нуля". Как показывает практика, на это уходит примерно 6-9 месяцев".

Подписывайтесь на рассылки LIGA.net – только главное в вашей почте

Кирилл Шевченко успел наладить нормальные отношения с Фондом, рассказывает LIGA.net один из высокопоставленных депутатов, участвующий в переговорах. В правительстве по-прежнему надеются получить предметные переговоры с Фондом осенью, но даты начала миссии до сих пор нет, рассказал LIGA.net собеседник в одной из сторон.

Еще до скандала с Рожковой и Сологубом Украина имела призрачные шансы на получение денег в этом году, отметили три высокопоставленных собеседника LIGA.net в разных госструктурах (Офис президента, Кабмин и Верховная Рада). Ситуация могла пойти по двум сценариям.

Относительно хороший – транша нет, но правительство получает позитивный statement от Фонда еще до конца 2020-го, что разблокирует финансовую помощь Мирового банка и Евросоюза (всего – более $3 млрд), которые были заморожены до прогресса с МВФ.

Плохой – переговоры переносятся на 2021 год.

По состоянию на начало октября Украина была ближе ко второму сценарию, хотя и сохраняла шансы на позитивный исход. Для этого нужно было решить три глобальных вопроса:

– Минфин заложил слишком большой дефицит госбюджета-2021: 6% ВВП. МВФ это не устраивает, отметили два собеседника LIGA.net в Офисе президента и финкомитете Рады. Точка зрения Фонда – дефицит ближе к 5% ВВП.

Антикоррупционная и судебная реформы. В этом смысле у Украины по-прежнему нет конкретного плана изменений, поэтому МВФ нужно было дать предельно четкую коммуникацию со стороны властей наивысшего уровня, что страна не отказывается от реформ в этом направлении, рассказывает один из участников переговоров с украинской стороны. Координатором этой коммуникации планировалось назначить министра юстиции Дениса Малюську, добавил он.

Присоединяйтесь к Instagram LIGA.net – здесь только то, о чем вы не можете не знать

Два других собеседника в госструктуах отметили, что "антикоррупция" – менее серьезная проблема, чем госбюджет. Ситуацию с реформами "можно было как-то объяснить", – говорит один из них.

– Отмена ограничения зарплат. Верховная Рада приняла, а президент – уже подписал закон, который позволит полностью снять все ограничения на зарплаты топ-менеджеров госкомпаний. Теперь дело за Кабмином: снять salary cap он может своим решением.

Без МВФ – станок

Возможная отставка Рожковой и Сологуба, которые несколько лет активно участвовали в переговорах с МВФ, может поставить программу МВФ на паузу – пока Фонд не убедится в том, что полностью обновленный Нацбанк сохранил независимость. "Там действительно и так все непросто из-за НАБУ и госбюджета, и то, что более-менее понятная для фонда сфера монетарной политики тоже начинает уходить в неопределенность, совсем не добавляет шансов получить транш в этом году", – полагает Репко из ЦЭС. 

Это проблема: у НБУ может просто не хватить времени, чтобы добиться расположения МВФ. Серьезные сложности в госфинансах оставляют два варианта – либо помощь иностранных кредиторов, либо "печатный станок" регулятора.

"Если и удастся "пропетлять" до конца года без МВФ, то только за счет недофинансирования расходов бюджета и разных способов выдавливания денег: из госбанков, госкомпаний, возможно, и частного сектора, – говорит главная экономистка Dragon Capital Елена Белан. – Но это "проедание запасов", что только усугубит ситуацию на следующий год".

Читайте нас в Telegram: проверенные факты, только важное

Для экономии год назад Минфин задерживал возмещения НДС, рассказывает собеседник LIGA.net, близко знакомый с ситуацией. В этом году при отсутствии прогресса с МВФ может произойти то же самое, считает Репко.

Общие потребности в финансировании Минфина на следующий год (дефицит бюджета плюс обслуживание и погашение госдолга) составляют $17 млрд, говорит Белан. Без помощи МВФ и других кредиторов это неподъемная сумма, считает она.

Альтернатива – "печатный станок" НБУ, когда регулятор напрямую финансирует расходы госбюджета через покупку ОВГЗ, как было до 2015 года. До сих пор Кирилл Шевченко неоднократно заявлял, что Нацбанк не собирается помогать бюджету. 

"17 миллиардов – профинансировать такую сумму без внешних займов можно будет только путем массового печатания денег, – полагает Белан. – А это рано или поздно приведет к финансовому кризису".