Мистер Бин. Кто покупает украинскую дочку Сбербанка
Михаил Гуцериев. Фото: EPA

Российский Сбербанк нашел покупателей на украинскую "дочку". Новыми собственниками финучреждения готовятся стать два "гражданина Великобритании" - Саид Гуцериев и Григорий Гусельников. Формально они войдут в капитал банка через консорциум частной белорусской компании и латвийского Norvik Banka. По данным российского Коммерсанта, 55% украинского Сбербанка достанется Гуцериеву, а 45% - Гусельникову. Предварительный договор о продаже актива подписан. В Norvik Banka сообщили LIGA.net, что в настоящее время заняты подготовкой сделки и сумму операции не разглашают. Можно ли теперь считать, что россияне вышли из капитала украинского Сбербанка, или операция фиктивна?

Русские британцы

28-летний Саид Гуцериев - сын российского бизнесмена Михаила Гуцериева, основателя финансово-промышленной группы Сафмар и группы Бин. Среди крупных активов, контролируемых Гуцериевым-старшим, есть компании Русснефть (капитализация - 165 млрд рублей), Русский уголь, Нефтиса, банковская группа Бинбанка (активы свыше 1 трлн рублей), а также 4 млн кв м недвижимости. Forbes оценивает состояние Гуцериева в $6,3 млрд (226-ое место в мире).

Чем Михаил Гуцериев выделяется на фоне других российских олигархов? В 2007 году его обвинили в незаконном предпринимательстве и уклонении от уплаты налогов. Он покинул Россию, потерял контроль над ключевыми активами, в том числе, Русснефтью, и три года жил в Лондоне. Несмотря на уголовное преследование, в "ссылке" Гуцериев избегал критики российской власти.

В РФ Гуцериев вернулся в 2010 году. Дела против него закрыли, а Русснефть вернули в его собственность. Как Гуцериеву удалось избежать правосудия? В своих интервью бизнесмен за возврат в Россию благодарит одних и тех же людей - Владимира Путина, Дмитрия Медведева, президента Сбербанка РФ Германа Грефа, а также бизнесмена Владимира Евтушенкова.

После возвращения в РФ дела Гуцериева резко пошли вверх. Он активно скупал недвижимость, активы в энергетическом секторе и на банковском рынке. Украинский Сбербанк - не первая сделка Гуцериева и в этом году. В начале 2017-го он приобрел 75% группы музыкальных телеканалов Bridge Media, договорился о приобретении нефтяного месторождения в Оренбургской области, а также получил разрешение антимонопольной службы на покупку сети бытовой техники и электроники М.Видео.

Читайте также: Ремонт фасада. Что на самом деле стоит за покупкой украинского Сбербанка

Российские СМИ довольно часто задаются вопросом, откуда у Гуцериева деньги на все эти сделки. Ответ, как правило, один и тот же. Гуцериев - крупный должник российских госбанков, на кредиты которых и расширяет свою бизнес-империю. По подсчетам Forbes, в конце 2015 года компании олигарха были должны основным кредиторам — Сбербанку, ВТБ и Альфа-банку — около $8 млрд, из которых $5 млрд приходилось на Сбербанк.

В украинско-российской истории Гуцериева уже есть один любопытный момент. Именно контролируемый им Бинбанк в 2014 году после аннексии Крыма стал покупателем Москомприватбанка, российской дочки Приватбанка. Слухи связывали Гуцериева и с крымскими активами Привата. Правда, официально у Бинбанка отделений на полуострове нет. Зато на сайте финучреждения Крым на карте отделен от остальной территории Украины пунктирной линией.

А что же Гуцериев-младший? Он окончил Оксфордский университет и сегодня является гендиректором компании ФортеИнвест с активами в нефтепереработке, а также акционером НПФ Европейский пенсионный фонд, НПФ Доверие, НПФ Регионфонд. Ни о каких крупных сделках Саида Гуцериева до покупки украинского Сбербанка слышно не было. Но структуры Гуцериева-старшего уже успели заявить, что эта сделка - личная инициатива его сына.

Григорий Гусельников, другой потенциальный покупатель украинского Сбербанка, также не чуждый группе Бин человек. В 2001-2010 гг он работал в Бинбанке, после чего занялся развитием российского Вятка Банка. В 2014 году он приобрел также латвийский Norvik Banka. На сегодня активы Norvik Banka составляют около 900 млн евро, он входит в ТОП-10 крупнейших банков Латвии.

Говорит Москва

Причины продажи Сбербанком украинской дочки ясны. После введения в действие санкций СНБО против госбанков из РФ сохранение украинских "дочек" лишено экономического смысла. Российским структурам разрешено заводить капитал в украинские банки, но запрещено выводить дивиденды в РФ и выплачивать проценты по своим же кредитам.

Финансовые показатели украинского Сбербанка также не впечатляют. Прошлый год банк закончил с убытком 2,8 млрд грн. Активы финучреждения сократились с 51,8 до 48,3 млрд грн. Исправить ситуацию не представляется возможным. Мало того, что статус российского банка отпугивает многих украинцев, так еще и блокада отделений активистами препятствует обслуживанию имеющихся клиентов.

Но зачем двум "британцам" с российскими корнями понадобился банк в Украине? В интервью Эхо Москвы Григорий Гусельников заверил, что его интерес в сделке исключительно экономический. По его словам, в Украине у Сбербанка хорошая клиентская база, а с учетом "банкопада" и постепенного восстановления экономики страны можно существенно нарастить свою долю на рынке.

Читайте также: Гонтарева: У банков с российским капиталом в Украине нет будущего

"Мы искали пути выхода на украинский рынок, потому что считали его самостоятельным, отдельным и перспективным и занимались этим весь прошлый год. И Сбербанк искал возможности выхода с украинского рынка, потому что не видел для себя там перспектив развития, именно для себя. Стороны нашли друг друга и несколько месяцев провели в переговорах и в итоге пришли к соглашению", - утверждает Гусельников.

Сделка носит фиктивный характер, считают украинские эксперты. И вопрос вовсе не в финансовых возможностях покупателей. "С учетом санкций против банка, "срочности" продажи, и рисков ликвидности, связанных с атаками на банк, его рыночная стоимость может быть 0,3–0,5 капитала", - говорит глава аналитического отдела инвесткомпании Concorde Capital Александр Паращий. То есть речь идет о сумме в $70 млн, совершенно незначительной для Гуцериева.

Искусственный характер операции выдают российские "корни" покупателей и скорость сделки. Ведь еще в конце 2016 года Герман Греф исключал возможную продажу украинской "дочки" Сбербанка. "Очевидно, что покупатель банка – чисто номинальный. Этим акционерам 100 лет не нужен банк в Украине. И покупают они его по большой просьбе кого-то в Кремле. Или самого Кремля", - уверен специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса.

"Наиболее вероятно, что это либо схемное изменение структуры собственности при отсутствии реального покупателя или из-за желания все-таки остаться на украинском рынке, либо выкуп актива с обязательством вернуть его через какое-то время или реализовать уже по рыночной цене при спокойном состоянии рынка и нейтральном отношении властей и общественности", - соглашается финансовый эксперт Павел Крапивин.

Последний рубеж

Сразу после объявления о продаже Сбербанка активисты разблокировали центральный офис Сбербанка в Киеве. Тем не менее, считать сделку завершенной рано. Ее еще должны согласовать в Антимонопольном комитете и НБУ. У АМКУ на это есть 45 дней, а у Нацбанка - 90. Причиной отказа вполне может стать непрозрачная структура собственности участников сделки.

К рассмотрению предложения Нацбанк пока не приступал. Во вторник НБУ не получал сообщения о покупке Сбербанка от потенциальных инвесторов и документов для приобретения существенного участия в нем. В пресс-службах Сбербанка и Norvik Bank вопрос LIGA.net о направлении уведомления в НБУ оставили без комментариев.

Читайте также: Письмецом в конверте. Россия ограничила платежи в Украину

Даже если сделка состоится, особых перспектив у банка с такими акционерами в Украине нет. Отток средств, который испытал Сбербанк в последние недели, замедлится, но вряд ли сменится значительным притоком депозитов. Павел Крапивин считает, что Сбербанк, по сути, сохранит актив, хотя и сменит бренд. Исходя из заявлений Гусельникова, дочка Сбербанка будет носить имя Norvik Banka.

Опрошенные LIGA.net эксперты сомневаются, что банк под новой вывеской начнет активно развиваться, а акционеры станут вкладывать деньги в его продвижение. Похожая по духу сделка на топливном рынке - якобы продажа Лукойлом украинских заправок австрийской компании AMIC - особых дивидендов россиянам не принесла. AMIC продолжил терять позиции на украинском рынке. У Сбербанка ситуация сегодня точно такая же.

Кристина Болотова, Олег Сорочан